Ученика 9 класса привели ко мне на консультацию. Озабочен неуспеваемостью вовсе не он, а мать. Она обеспокоена его плохими оценками и перспективой несдачи экзамена. А парень своими проблемами не заморачивается: не может ответить, сдавал он или нет переходный экзамен в прошлом году, не помнит, какая у него оценка за четверть, не интересуется, какие требования к предстоящему ОГЭ.
При этом у сына нет ни малейших сомнений, что мама решит все проблемы за него: это даже не обсуждается.
Мать отвечает за него на вопросы о том, какие у него оценки, какие проблемы, когда экзамен. Она заботливо усаживает парня на свободное место, достает из сумки листок, ручку, кладет перед ним.
– Это зачем? Надо писать, что ли?
– Да, Дивнояр, сейчас быстро напишешь немного, и пойдем. Пойдем в то кафе, куда мы с тобой летом ходили, помнишь? Но только, если напишешь!
– Туда, где жареная курица была? О, это моё любимое! – оживляется отпрыск.
Текст написан. Мать подводит сына к нам.
– Привет, Дивнояр! А какое у тебя сокращённое имя? - интересуюсь я.
– Он у нас только Дивнояр! –вступает мать. – Сокращать имя –сокращать жизнь.
В тексте на 50 слов сделано 30 ошибок.
– Какие у тебя планы, Дивнояр, относительно каникул? У нас через неделю как раз каникулярная группа.
Дивнояр пытается осмыслить вопрос и пожимает плечами. Мать этот вариант не устраивает:
– А индивидуальные занятия есть у вас? Боюсь, ему в группе будет тяжеловато! Его там будут отвлекать, и вообще неизвестно, какие ребята соберутся. За соответствующую плату, конечно!
– Нет. Никаких показаний для спецусловий нет. В его случае индивидуальные занятия вообще противопоказаны. Заниматься будет в группе для старшеклассников с похожими проблемами.
– Да? – мать разочарована. – А он справится? Ещё же и в школе нагрузка, и репетиторы.
– Не сомневайтесь. Это уже не ваша забота: опеку на время обучения придется отключить. У нас опытные специалисты, не дадут пропасть.
Дальше всё идет по плану. У нас в группах ни один подросток не имеет нареканий относительно обучения, школьные двоечники прекращают ими быть, а о невыполнении заданий не может быть и речи. Однако комичная картина, изображённая выше, к сожалению, не редкость.
Услужливо «прыгать» перед отпрыском для некоторых родителей –норма. Мать собирает ежедневные школьные принадлежности, часами сидит рядом, пока чадо из-под палки пишет упражнение, нанимает тьюторов и репетиторов, а решение его проблем с учебой берет на себя. Ничем хорошим это, как правило, не кончается: у таких учащихся быстро формируется зависимость и паразитарное поведение. Личность деформируется: подростки безынициативны, пассивны, лишены каких-либо увлечений. Волевой компонент не вырабатывается – они не могут учиться, и дело почти всегда заканчивается или переходом на "семейное обучение", или поиском альтернативных платных школ, главное отличие которых –сервильность и попустительство. Круг замыкается.
В основе подобных родительских ошибок лежит отсутствие критического мышления и, как ни обидно это слышать, обыкновенное бескультурье. Подобное отношение не только вредно для подростка, но ещё и крайне неэстетично выглядит. Неприятно наблюдать, как перед занятием мать, расталкивая учащихся и других родителей, стремится усадить ученика на лучшее, по её мнению, место или, того хлеще, заходит вместе с пятиклассником на глазах у одногруппников в туалет.
Я уже не раз писала о том, что у некоторых родителей не сходит с языка слово "ребёнок", особенно рядом с глаголом "не понял", причём в то время, когда учащийся находится рядом. Фраза "ребёнок ничего не понял!", сказанная при нём озабоченным тоном, способна навредить больше, чем самая "плохая" районная школа, где всех "плохо учат" и учителя "никакие".
Самое разумное, что могут сделать взрослые для отпрыска, это пойти учиться в группу вместе с ним. Прогрессивные родители именно так и поступают. Наша многолетняя практика показывает, насколько правильно действуют те взрослые, которые не встают в позу отличников перед неуспевающими сыном или дочерью, а не стесняются обнаружить свои ошибки, вместе борются и соревнуются за результат.
На фоне этого у них развивается взаимоуважение, и неуместное в контексте нашего обучения слово "ребёнок" уже не употребляется по отношению к учащемуся в качестве безальтернативной замены его имени и статуса.