Как понять, гармонично ли развивается ваш ребенок?
Об этом переживают все мамы. Двигательная активность и навыки – это самое показательное, что вы можете оценить самостоятельно.
В данном пособии мы предлагаем вам примерные ориентиры развития крупной, мелкой и артикуляционной моторики и сенсорного развития у детей.
С помощью этой информации вы сможете не только обнаружить отставания, если они есть, но и определите зону ближайшего развития ребенка – то есть, чему в ближайшее время он должен научиться и как ему в этом помочь.
Все сроки, конечно же, приблизительны. Дети в раннем возрасте очень гибки и легко могут догнать и перегнать сверстников, даже если в чем-то отстали. Отставание может быть связано с болезнью, весом, стрессом, переездом, отлучением от груди – со временем это все исправится.
При этом имейте в виду, если ваш ребенок родился раньше срока, в первые месяцы отклонение от общепринятых норм в сенсорном развитии, развитии крупной и мелкой, артикуляционной моторике естественно.
Также в пособие включен дневничок развития малыша «Я все смогу!», в который мы предлагаем записывать успехи Вашего ребенка и каждый день радоваться его достижениям.
РАЗВИВАЕМ МОТОРИКУ И СЕНСОРИКУ
Что же такое моторная активность и сенсорные навыки?
Моторика (от латинского Motus – движение) – двигательная активность организма или отдельных органов.
Крупная (общая) моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, любая физическая активность, связанная с перемещением тела в пространстве и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее. Это основа физического развития, на которую накладываются более сложные и тонкие движения мелкой и артикуляционной моторики.
Мелкая (тонкая) моторика – движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, это навыки работы руками и пальцами, такие как:
- письмо;
- работа ножницами;
- открывание коробок;
- завязывание шнурков;
- игры с разным тактильным материалом (твердое, мягкое, жесткое холодное, пушистое, гладкое);
- приготовление блюд вместе (месить тесто, раскатывать его, украшать) и другое.
Важно понимать, что каждая стадия развития мелкой моторики подразумевает, что все предыдущие стадии ребенок прошел успешно. Мелкая и крупная моторики развиваются параллельно, так как многие действия требуют координации обоих видов двигательной активности. Крупная моторика, также как и мелкая, содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга, способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, развитию гибкости, расширяет кругозор.
Артикуляционная моторика (от латинского Articulare – членораздельно выговаривать) – работа органов речи, необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов. Образование звуков речи, так называемая «моторная речь», заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений.
Тренировка органов артикуляции осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
ЧЕК -ЛИСТ РАЗВИТИЯ МАЛЫША
«Я УМЕЮ»: РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3 ЛЕТ
0 – 1 месяцев
0 -1 месяцев в развитии ребенка - период безусловных рефлексов. Рефлексы должны быть с обеих сторон:
- Хватательный рефлекс: кулачок ребенка сжимается, если туда вложить палец
- Поисковый: поворачивает голову в сторону при поглаживании щечки с соответствующей стороны
- Хоботковый: губки складываются в трубочку, если постучать рядом с ними пальцем
- Рефлекс Бауэра: если, лежа на животе, малыш почувствует опору под стопами, то попытается толкаться от нее и ползти
- Рефлекс Моро: отводит прижатые к груди руки в стороны и открывает кулачки, после чего руки возвращаются в исходное положение, а кулачки закрываются
- Шаговый: при вертикальном положении переставляет ножки
- Защитный: лежа на животе приподнимает головку и поворачивает в сторону.
От рождения до 2 месяцев у ребенка возникает рефлекторный крик, звуки. В крике появляются гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Ребенок тянет к себе предметы .
1 - 3 месяца
- В 2 -3 месяца у ребенка появляется гуление и смех - интонационный характер крика.
- Губы вытягиваются в стороны (улыбка, смех), вытягиваются вперед (при кормлении).
- Замирает, услышав тихий звук.
- Реагирует на звуки во сне.
- Сгибает и выпрямляет руки.
- Опирается на локти в положении лежа на животе.
- Может недолго удерживать голову при ношении «столбиком» - 2месяца.
- Проявляет активность во время купания.
- Контролирует положение головы, толкается ножками.
- Издает звуки и сочетания звуков.
- Следит взглядом за удаляющимся предметом.
- Смотрит в лицо.
- Открывает кулачок, берет погремушку и тянет в рот.
«МАМА, ПОМОГИ МНЕ» (РЕКОМЕНДАЦИИ)
1. ВЫЗЫВАЙТЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
Мамино лицо – любимый объект наблюдения новорожденного. Возьмите кроху на руки и дайте ему возможность, как следует рассмотреть вас.
Учите малыша всматриваться в предметы, при этом называя их. Держите предмет на расстоянии 30– 50 см от лица ребенка. Потряхивайте предметом до тех пор, пока ребенок не обратит на него внимание. Затем медленно перемещайте предмет в одной плоскости вправо и влево. Повторите данное движение несколько раз.
При общении с младенцем задавайте простые вопросы и сами отвечайте на них, например: «Хорошая Танечка? Хорошая Танечка!».
Следит ли ребенок взглядом за медленно удаляющейся игрушкой красного цвета? Держа игрушку на расстоянии 30 см от лица ребенка, медленно удалите ее еще примерно на 30 см. Достаточно, если ребенок в течение 2–3 секунд следит взглядом за удаляющимся предметом.
Взрослый приближает свое лицо к лицу ребенка приблизительно на 30 см. Хорошо, если ребенок в течение 2–3 секунд рассматривает обращенное к нему лицо.
Возьмите в руку колокольчик и осторожно приближайте его к головке ребенка. На расстоянии 20 см тихонько потрясите колокольчиком. Вместо колокольчика можно использовать стакан или чашку, тихонько постукивая по нему пальцами. Проследите, реагирует ли ребенок на тихий звук.
2. ДЕЛАЙТЕ ЛЕГКИЙ МАССАЖ ГУБ И РАЗВИВАЙТЕ МОТОРИКУ (с 1 месяца)
Коснитесь указательным пальцем или ручкой погремушки ладошки ребенка.
Ребенок должен на несколько секунд сжать пальцы в кулак и удерживать палец или предмет.
Нежно поглаживайте, пассивно открывайте и закрывайте маленький ротик.
Все движения должны быть плавными и легкими!
Выкладывайте ребенка на животик несколько раз в день, даже если ему это не нравится. Делайте массаж ладошек, пальчиков, стоп.
Учите малыша переворачиваться на бочок, ставьте ножками к себе на колени. Рассказывайте ребенку потешки, пойте ему песенки.
Обращайте внимание – делает ли ребенок сосательные и глотательные движения и кричит ли, когда чем-то недоволен? Приподнимается ли ребенок в положении лежа на животе, опираясь на локти и держа туловище прямо, чтобы лучше рассмотреть интересующий его объект? Становится ли ребенок более подвижным во время купания? 3.
3. УЧИТЕ РЕЧЕВОМУ ВНИМАНИЮ (с 2 месяцев)
Разговаривая с ребенком, медленно обходите его кровать, стараясь сделать так, чтобы он следил за вами глазами, а позже – поворачивал голову. Активно пользуйтесь мимикой и интонацией и старайтесь, чтобы при этом ребенок видел ваше лицо.
4. РАЗГОВАРИВАЙТЕ!
Ваша речь должна быть медленной и четкой, ласковой и певучей, но без лишнего сюсюканья. Достаточно того, что предложения будут короткими, а слова – простыми.
Во время «режимных» моментов (кормления, купания, переодевания и т. п.) проговаривайте то, что делаете, даже если вам кажется, что кроха вас не слушает
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
----------------------------------------------------------------------------------------
Автор -составитель:
А. В. Бабикова – ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ИпиП, ТюмГУ, логопед, нейропсихолог
Редакторы:
Р. Р. Бизина – заведующий отделением информационно-аналитической, методической и учебной деятельности АУ СОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов»
С. П. Остапенко – специалист по методической работе отделения информационно -аналитической, методической и учебной деятельности АУ СОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов»
Консультанты:
Г. Р. Байматова – начальник управления по вопросам социального обслуживания населения и делам инвалидов департамента социального развития Тюменской области
Л. Р. Нуримухаметова – директор АУ СОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов» Художник -иллюстратор: Н. А. Кошлак