Найти тему
62 подписчика

ЭТОГО ПОСТА ТОЧНО НЕ БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ НЕДЕЛЮ НАЗАД Я НЕ ПОШЛА НА МАССАЖ

…и по дороге на массаж не решила, что хочу заплатить наличными. Ну это такое заземление – вот у меня есть деньги, и я их отдаю из рук в руки, а не просто совершаю этот бездушный акт, засовывая карту в терминал.

Как говорится, бешеной собаке 10 миль не крюк. Я пошла к банкомату через всю Main Street, куда обычно не хожу. По дороге к банкомату на меня набросилась афиша с криком, что в Гибралтаре начинается культурная неделя и будет много лекций. Я, будучи девушкой культурной, почти как Фима Собак, немедленно купила три билета на лекции про улицы Гибралтара, Джона Макинтоша и еще какого-то писателя.

Еще какой-то писатель в последний момент отменил живое выступление и прислал запись своей лекции. Ну, знаете ли, подумала я. Раз он не приехал, то и я не пойду. И проигнорировала.

Улицы Гибралтара – совершенно чудесная лекция, про нее расскажу отдельно потом, хочу сфотографировать те закоулки, про которые рассказывал лектор.

А вот про Джона Макинтоша расскажу сегодня вечером.

Вообще, я купила этого Макинтоша в последний момент и всю лекцию хвалила себя за это. Лектор был просто богом сторителлинга. Рассказывал он так, как будто лично был знаком с Макинтошем и всей его семьей, гулял на всех их свадьбах и крестинах.

Джон Макинтош для Гибралтара – это как Павел Третьяков для дореволюционной России. Бизнесмен и меценат.

Так вот. Папа Макинтоша был из шотландских купцов, имел в Гибралтаре бизнес. И он скоропостижно умер, когда ему было 47. Маме Джона было на тот момент всего 24 года и она была беременна Джоном. Обычно муж оставляет завещание, по которому всё состояние переходит вдове и детям, но папа-Макинтош этого почему-то не сделал и это было не очень умно с его стороны. На дворе стоял 1865-й год и, естественно, у молодой женщины 24-х лет не было никаких шансов руководить бизнесом в то время, это был мир мужчин.

Но молодая вдова вырулила, дала детям образование, Джон Макинтош отучился в Англии и вернулся в Гибралтар, где начал делать бизнес и весьма неплохо. Бизнес он делал на угле, это такая нефть 19-го века. Настолько неплохо он делал бизнес, что мелочиться не стал, построил себе на британских верфях несколько кораблей и стал возить уголь из Англии в Гибралтар. Угольный монополист, одним словом. Потом, увидев перспективы, заключил контракт с Asiatic Petroleum Company. Если вы не знаете, кто такая эта Азиатик Петролеум, то отнюдь. Это современная British Petroleum. Макинтош купил у них франшизу, как сейчас сказали бы, и открыл первую в Гибралтаре бензозаправку. Конец 19-го и начало 20-го века, мир стремительно переходит с угля на бензин, ну вы понимаете.

Я регулярно слышу от местных жителей, что они никуда не хотят уезжать из Гибралтара, это лучшее место на земле. Полагаю, будь Макинтош жив, он сказал бы то же самое, так как никуда отсюда не уезжал. Более того, он родился, жил и умер в одном и том же доме на Prince Edward Road.

Очень любил Гибралтар, на его деньги построено целое крыло местной больницы и дом престарелых. Понимал, то учиться очень важно и учредил стипендию, которая до сих пор существует.

Кроме того, главный дом культуры, Mackintosh Hall, тоже построен на его деньги. И построен, как говорят, по уму – библиотека, театр, лекционный зал и прочая культурная жизнь. Правда, буфета нет, что было обидно обнаружить культурной женщине в лице меня.

Лекцию слушала на одном дыхании, с детским восторгом и мыслями: «Пусть он еще что-нибудь расскажет, чтобы не так быстро закончилось»

Отдельное удовольствие – это британский юмор, с которым у лектора все в порядке.

Кто-то из зрителей спросил:

- А правда, что у Макинтоша была пара внебрачных детей?

- Неправда, - с невозмутимым видом сказал лектор. - У Макинтоша было три внебрачных сына. Но это было до того, как он женился.

И все с пониманием засмеялись.

Еще одно отдельное удовольствие – это слушать, как местные говорят про испанцев и затяжной конфликт между Гибралтаром и Испанией. Подтекст, ирония и второй смысл которая тончайшим слоем размазаны между слов. Как будто что-то подмешали в привычное блюдо, и ты чувствуешь, что вроде бы тут есть горчица. А вроде бы и нет. И этот второй смысл считываю даже я, совершенно неместная.

Тем не менее, хоть я и не местная, но не совсем. Потому что после лекции вступила в местное культурное сообщество Гибралтара, чтобы купить книги про Макинтоша и местные улицы. Обе должны выйти до конца года, так что продолжение следует.

На фото – сам Макинтош и дом, в котором он родился, жил и умер.

.......................................

Photo by https://www.ministryforheritage.gi/
Photo by https://www.ministryforheritage.gi/
https://www.mackintoshtrust.gi/history
https://www.mackintoshtrust.gi/history
https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Gibmetal77
https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Gibmetal77