Найти тему
Белорус и Я

Белорусская девушка, ставшая дагестанским Ангелом

Оглавление
Ася отдала себя всю, без остатка дагестанским горцам. Которые больше никому, кроме неё, были не нужны. В горах её называли "Белым ангелом". И помнят до сих пор

Белорусский ангел дагестанских селений

В июле 2022 года на территории Цумадинской районной больницы в селе Агвали Республики Дагестан открыли памятник легендарной медицинской сестре из Беларуси Асе ДЕНИСЕНКО, беззаветно служившей горцам

На мраморной плите памятника высечены слова:

«Незабвенная, восхитительная и родная наша сестра Ася Денисенко! Помним Тебя и Твой Подвиг! Судьбой мы были одарены Тобой! Ты не погибла в горах, а поднялась и возвысилась…»
Среди инициаторов установки  памятника легендарной медсестре был талантливый врач-травматолог, доктор медицинских наук, преподаватель РУДН и уроженец этих мест Магомед Абдулхабиров
Среди инициаторов установки памятника легендарной медсестре был талантливый врач-травматолог, доктор медицинских наук, преподаватель РУДН и уроженец этих мест Магомед Абдулхабиров

Сирота с твёрдым характером

Корни её родителей белорусские, она хорошо владела русским, белорусским, украинским языками, а также языками горцев – дидойским (бесписьменным) и аварским. Не отыскать в мире второй с такой судьбой!

Ася родилась в августе 1939 года. Отец её, Степан Петрович Денисенко, родом из Городокского района Витебской области. Прошёл дорогами Великой Отечественной от Бреста до Сталинграда, а затем до Кёнигсберга и Праги. Война закончилась для него на Дальнем Востоке, награждён орденами и медалями, в том числе «За победу над Японией». После подполковник Денисенко служил в Приморском крае и в дагестанском Буйнакске.

Мама, Ольга Яковлевна Карпова, тоже из Витебской области, умерла от туберкулёза в 27 лет. Ася вместе с младшим братом Геннадием воспитывалась в детском доме сначала в Приморье, а затем в Дагестане, ибо отец-офицер не мог ухаживать за детьми. Ася хорошо знала грусть и тяжесть сиротства.

Училась Ася Денисенко в Дагестанском фельдшерско-акушерском училище. Ей как отличнице, воспитаннице детского дома и сироте директор училища Изет Шапиевич Мунчаев предложил остаться работать в Махачкале, но она попросилась в самый отдалённый район Дагестана. И там выбрала Хушет – труднодоступный аул, что на высоте 2900 метров над уровнем моря. Непостижимо. Недосягаемо. Проверяла себя или же это гены отцовской храбрости, отваги и самопожертвования?

«Я в поднебесье. Орлы летают под окнами»

Август 1957 года. По райцентру Цумадинского района Агвали быстро разнеслась весть о том, что среди приехавших на работу в район есть девушка сказочной красоты. Когда же главный врач района Мариям Кахиева увидела Асю, то решила, что в высокогорный аул отправлять её небезопасно, и предложила место в районной больнице.

Конечно, в середине прошлого века в дагестанских аулах фотоаппаратов не было. Поэтому фотографий Аси до нас дошло только две
Конечно, в середине прошлого века в дагестанских аулах фотоаппаратов не было. Поэтому фотографий Аси до нас дошло только две

Из дневника Аси:

«М.М. Кахиева старалась устроить меня получше, не понимая, что лучше для меня там, где труднее, и в Цумаду – самый отдалённый район Дагестана – я попросилась, несмотря на предостережения подруг. «Цум» по-аварски значит «орёл». Значит, судьбе угодно, быть мне Орлёнком».

Ася стала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, в ведении которого были далеко расположенные друг от друга пять аулов и 25 хуторов. Хушет находится в 94 километрах от райцентра. Двое суток пешком, на лошади туда не проехать. В одном месте тропа идёт по краю скалы, над бурлящей в 70 метрах внизу рекой – навесные брёвна. Горцы называли это место Орлиное Гнездо, а теперь скалу называют Асиной...

По прибытии в Хушет восемнадцатилетняя Ася написала в дневнике:

«Я в Хушете. Мозоли на ногах… Усталость безмерная. Кажется, что смогу встать лишь через неделю. Но это с непривычки. Какой могучий, красивый и суровый край! Я в поднебесье. Заворожена. Персики в долинах, ледники перед домом, а орлы летают под окнами. Сказка. Божественная красота. Дивно!»

На следующее утро Ася попросила сопровождающего и пешком отправилась обходить все аулы, фермы, чабанские стоянки на летних пастбищах. На всё это ушла неделя. Она радостно удивлялась новому миру, новым людям, их характерам, традициям, открытости, душевности, дружелюбию и бесхитростности.

Высокогорный аул Хушет и сегодня считается труднодоступным
Высокогорный аул Хушет и сегодня считается труднодоступным

Ася заводит медицинские карточки на всех жителей участка, ведёт приём и патронаж больных. Берётся за изучение аварского и дидойского языков, на которых говорят в этих краях. Очень скоро она уже могла изъясняться с горцами. Обращаясь к больному, повторяла: «Пожалуйста, поправляйтесь! Ради детей, ради Аллаха! Не подводите меня!»

Из дневника Аси:

«Ни радио. Ни магазина. Ни телефона. Ни дорог. Нет клуба, почты, газет, электричества. Зато здесь есть гипсовый бюст Ленина с разбитым носом и оторванными ушами. Кто, как, на чём и зачем его доставил на эти вершины? Мечеть превратили в колхозный склад. Это плохо. Продуктов нет. Дров нет. А работы много. Добираться сюда тяжко. Не хныкать! И раньше не легче бывало: не унывала же…»

Кстати, до Цихалах и Хушети до сих пор нет автомобильных дорог, а люди всё равно живут на этих вершинах! До Хваршины пробуравили автодорогу по краям утёсов. Эти горы напоминают Гималаи.

«Направлена нам Богом и Судьбой»

Бывший секретарь Хушетинского сельского совета Рамазан Салихов рассказывал: «О работе Аси можно было бы написать большую книгу. Она была очень душевным, дорогим, желанным и родным человеком для каждой семьи наших аулов. Она рассеяла все наши подозрения о пренебрежительном отношении русских к горцам, что генетически передалось нам ещё со времён шестидесятилетней Кавказской войны XIX века. Ася была направлена нам Богом и Судьбой».

Девушка была единственным квалифицированным медицинским работником на добрую сотню километров. Люди назвали медпункт, расположенный в небольшой сакле, Асиной больницей, и стала Ася Денисенко для них и Институтом Склифосовского, и Министерством здравоохранения, и исповедальней.

Фельдшерско-акушерский пункт, в котором трудилась и жила Ася сегодня носит её имя.
Фельдшерско-акушерский пункт, в котором трудилась и жила Ася сегодня носит её имя.

– Возле тяжелобольного или роженицы, оказывая помощь, нередко Ася бывала до утра. Очень грамотная была и обладала большим талантом утешения и успокоения. Ей верили, и это сильно помогало больным, – рассказывает санитарка Салихат Магомедова. – Особенно заботилась она о детях-сиротах, ибо помнила о своём детстве.

Из дневника Аси:

«Дров ещё не заготовили на зиму. Лекарств не хватает. Денег не дают. Женщины сено таскают на спине, им тяжко, и болеют они тяжело. Им нужны лекарства. Ругалась с председателем колхоза, который нагружает женщин непосильной работой ради выполнения колхозных планов».

Ася призывала мужчин быть бережными к жёнам, дочерям, сёстрам, матерям. Она восхищалась яркой красотой горянок, которая быстро увядала из-за жаркого летнего солнца и холодного зимнего дыхания ледников, но больше из-за тяжёлого труда в семье и в колхозе.

Старейшина Хушети Магомед Эльмурзаев вспоминает:

– Она много читала. Мало спала. Доила вместе с горянками коров. Косила сено вместе с мужчинами. Была весёлой, как ребёнок, и лихой, как джигит. Каждый считал для себя за честь принять её в своей семье. Она была Ангелом. Никто не посмел бы её обидеть. Ася изучала народную медицину, готовила и назначала больным настойки на талой воде из целебных трав. Интересовалась акупунктурой, которую издревле здешние люди проводили с помощью игл из смолистых деревьев, мастерски вправляла вывихнутые суставы, накладывала гипс, применяла мануальную терапию. Её пытливый ум занимало всё, что шло на пользу людям.

Жизнь горянок и сегодня тяжела, что уж говорить про середину прошлого века
Жизнь горянок и сегодня тяжела, что уж говорить про середину прошлого века

С гор – снова в горы

Из дневника Аси:

«Поговаривают, что меня собираются переводить в райцентр, а мне хочется остаться здесь. Наверное, это называется чувством дома. Ведь дома-то у меня не было всю жизнь. Здесь я всех знаю. Знаю каждую тропинку и каждый родник. И меня все знают. Меня любят все. И я их люблю. Я счастлива с ними!»

И всё-таки после долгих уговоров главврача Ася согласилась переехать в районную больницу старшей медицинской сестрой, где её профессиональный и организаторский талант проявился ярко. Она стала душой и стержнем Цумадинской больницы.

Из дневника Аси:

«Меня по-прежнему не оставляет мысль об учёбе. Смогу ли я поступить в институт? Смогу! Я не хуже других! Удивляюсь себе: работаю, работаю и не устаю. Откуда силы берутся? Молодых специалистов для профессионального становления непременно нужно направлять на самые трудные участки. Тогда они вынуждены стать профессионалами. Обстановка заставит».

Через год после перехода Аси на работу в районную больницу делегация уважаемых аксакалов Хушети и других аулов пришла к главному врачу с просьбой: «Верните нашу Асю. Нам плохо без неё!»

Пригласили в кабинет главврача и Асю: что она скажет? Не хотели её отпускать, знали, что она собирается поступать в институт, но и отказать жителям отдалённых аулов нельзя, ведь никто, даже мужчины-фельдшеры, не хотели работать в таких тяжёлых условиях за скромную зарплату. Ася обняла аксакалов и сказала твёрдо: «Они любят меня, и я люблю их! Я тоже скучаю без них. Поеду. Я там нужнее!»

Я не знаю, какими были те аксакалы, которые просили: "Верните нашу Асю!" Возможно такими. Фото: yoldash.ru
Я не знаю, какими были те аксакалы, которые просили: "Верните нашу Асю!" Возможно такими. Фото: yoldash.ru

…Она трудилась в районе уже седьмой год, хотя после трёх лет работы по направлению училища могла бы уехать в любой город Советского Союза. Но Ася уже не мыслила об иной жизни.

Она хорошо знала и уважала традиции горцев, но перед началом уразы – исламского месячного поста по дневному воздержанию от еды и питья – приходила к имаму со списком сельчан, которым по состоянию здоровья соблюдать пост опасно. Мнение Аси было авторитетным и для исламских проповедников. Из уважения к жителям этих вершин она сама стала соблюдать уразу, не будучи мусульманкой.

Когда в Дагестане началась кампания по переселению на равнину жителей высокогорных аулов, Асе тоже выдали переселенческий билет. Но она ответила: «Я перееду только вместе с последним хушетинцем!» Никто не посмел ей возражать. А может, надо было уговорить её, тогда и горцы охотнее бы согласились?..

Вершины человеколюбия

Каждый месяц Ася ходила пешком из своего далёкого селения в районную больницу – на совещания, профессиональную учёбу, за медикаментами и книгами.

Из дневника Аси:

«По пути в Агвали лёд провалился, и я упала в Андийскую Койсу, меня понесло. Хорошо, что не в основной поток попала. Вылезла, пошла еле-еле и, вся во льду, дошла до ближайшего села Цумада-Урух. Там меня встретили незнакомые люди, переодели в новую одежду, накормили мясным бульоном и чесноком, чтобы не простудилась, и уложили спать. Не простудилась».

…Всякий раз по пути в райцентр Ася останавливалась в Нижних Хваршинах у Хандулай. Добрая горянка полюбила медсестру, как родную дочь. Беда подстерегла Асю 13 марта 1965 года. В горах ещё лежал снег. Ася, как обычно, по пути из Агвали в Хушет пришла к Хандулай поздним вечером. Та постелила ей постель, приложила руку ко лбу, прочла молитву и ушла спать. То ли всерьёз, то ли в шутку Ася иногда просила горянку научить её мусульманской молитве, но Хандулай вполне серьёзно отвечала: «На таких, как ты, Бог сам должен молиться!»

Утром Ася собралась в дорогу. Горянка с мужем стали отговаривать её, мол, за ночь выпало много снега, дорога скользкая и опасная. Ася объяснила, что её ждут в Хушети роженица и пастух с воспалением лёгких. После её ухода Хандулай не находила себе места, упрекала мужа, что отпустил Асю, выходила на улицу, сердце чувствовало беду.

Дорога в Хушет. По такой и летом ходить страшно
Дорога в Хушет. По такой и летом ходить страшно

Через три часа пришёл сосед и позвал мужа горянки. Что-то прошептал ему за дверью. Мужчины быстро ушли. В ущелье на белом снегу под скалой у реки лежала Ася…

Люди спустились к ней, уложили погибшую на лестницу, привязали верёвками. Помогая друг другу, стали подниматься в аул. Скорбным был этот путь.

Геннадий, брат Аси, работал тогда медбратом в Буйнакске. Местные жители обратились к нему с мольбой оставить сестру навсегда с ними рядом. Геннадий согласился. На похороны пришли все местные жители, пришли из окрестных аулов и хуторов.

В день похорон Аси у сельского почтальона из Митрада Саадула Давудова родилась дочь, и он назвал её Асей. Не с той ли самой поры много девочек в Дагестане нарекают Асями?

Фельдшерско-акушерский пункт в селе Хушети сегодня носит имя Аси Денисенко. Горцы назвали её именем и скалу, и ручей. А Министерство здравоохранения Республики Дагестан учредило Диплом имени Аси Денисенко, который вручается лучшим медсёстрам, фельдшерам и акушерам республики, и памятную медаль Аси Денисенко «За безупречную работу и героическую верность профессии».

Могила Аси находится в селе Нижние Хваршины Цумадинского района. На каменном надгробии начертано «Поднялась и возвысилась». Горцы расшифровывают эту эпитафию так: Ася не убоялась, а поднялась к жителям поднебесья, полюбила их, вдохновенно служила им, а гибель по пути к роженице вознесла её на небеса.

На Асином надгробии начертано «Поднялась и возвысилась».
На Асином надгробии начертано «Поднялась и возвысилась».

Павел СИДОРУК, руководитель Кабардино-Балкарского общественного движения «За единение «Сябры». Нальчик – Агвали

Фото: Дагестанская региональная общественная организации по развитию культуры и традиций «Уздени Дагестана», www.tsumada.ru/Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ

© «Союзное государство», № 7-9 2022

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы портала на тему Люди Союзного государства смотрите здесь

ТОП-3