Продолжаем разговор о необычных именах наших предков. В документах XVIII века достаточно часто встречается мужское имя Алифан. Следует заметить, что от этого имени образовалась фамилия Алифановы, которая сохранилась до наших дней. В честь кого же крестили детей с тамим именем?
По мнению некоторых составителей словарей личных имён Алифан - это народная форма имени Альвиан (Алвиан). Был такой святой епископ в городе Анеи в III-IV вв.
Версия хорошая, но для Тульской губернии имя Алвиан совсем уж экзотическое. По этому некоторые мои коллеги склоняются к версии, что речь идёт о святом Алипии. Преподобный Алипий Столпник жил в VI веке. Был ещё преподобный Алипий Печерский в XI веке - один из первых русских иконописцев.
Алипий - Алифий - Алифан. Похоже на правду? Похоже. Но зачем гадать, если можно проверить, как записывали это имя в церковных документах.
Кажется, я забыл упомянуть, что в святцах XIX века имени Алифан нет. Зато в метрических книгах и исповедных росписях XVIII века оно встречается повсеместно.
Вот, например, семья однодворцев Дедковых из села Михайловского Богородицкого уезда в ревизской сказке 1816 года.
У братьев Фёдора и Ермила отчество Алифановы. В метрических книгах они записаны с таким же отчеством.
А это исповедная ведомость села Опочни Одоевского уезда 1768 года.
"У Петра Федотова брат Алифан". Из года в год священник использует это имя и в исповедных ведомостях, и в метрических книгах. Правда в одном месте жена Алифана записана как "у Филиппа жена". А через несколько лет их дочка Федосья, выйдя замуж в сельцо Головеньки, в ревизии-1795 будет записана с отчеством Филиппова. Так что же получается, что Алифан - это Филипп?
Принято считать (не без оснований), что в документах XVIII века очень много ошибок и вольностей в написании имён. Так что давайте в поисках канонического имени обратимся к более поздним документам XIX века.
Село Кузовка Богородицкого уезда. Ревизская сказка 1850 года. Семья Алифана Трифонова Киселёва. В ревизии-1858 его дети Алифановы.
А в исповедной ведомости 1851 года они Феофановы. И сам он в аналогичном документе 1834 года - Феофан.
В метрических книгах Алифан тоже превращается в Феофана.
Можно ли теперь с уверенностью сказать, что Алифан - это Феофан? Нет.
Ещё пример. Село Каменское Ефремовского уезда, ревизская сказка 1850 года.
Братья Стефан и Еремей Алифановы Логачевы. В ревизии-1816 года их отец записан с именем Алифантей.
В списке прихожан он уже Вонифат, а дети его Вонифатовы.
Вонифатий-Алифан - на первый взгляд такое соответствие похоже на ошибку. Но есть и другие примеры.
Деревня Турдей Богородицкого уезда, 1834 год.
Крестьянин Никита Лебедев в ревизской сказке записан с отчеством Алифанов, а в исповедной ведомости того же года он Вонифатиев.
Алвиан, Алипий, Филипп, Феофан, Вонифатий - версий много, и каждая из них имеет право на существование. Когда вы находите в архивном деле необычное имя, важно помнить, что нет строгого соответствия между каноническими крестильными именами и их народными формами. Каждый случай индивидуален. И только изучив достаточное количество различных источников о интересующей вас семье, можно сделать какие-то выводы.
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉
Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните Заявку на исследование. WhatsApp: 89166321014
💥Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉