К середине 1990 года Советский Союз уже несколько лет сотрясают межнациональные конфликты. В стране дефицит всего. Продукты и товары первой необходимости, как во время войны, по карточкам. Коммунистическая партия больше не управляет государством. Еще недавно казавшийся несокрушимым, Советский Союз буквально трещит по швам, а с ним прямо на глазах рушится весь сложившийся после Второй мировой войны миропорядок.
На фоне всех этих потрясений как-то тихо и незаметно министр иностранных дел СССР Шеварднадзе и госсекретарь США Бейкер 1 июня 1990 года в Вашингтоне подписали соглашение, которое вошло в историю как линия Бейкера-Шеварднадзе. Этим соглашением две страны разделили между собой континентальный шельф и акваторию Берингова и Чукотского морей и Северного Ледовитого океана, а по сути, установили новую линию границы между СССР и США.
Многие до сих пор не понимают, какая была необходимость в период распада Советского Союза делить морские пространства с Соединенными Штатами Америки. Чем руководствовался министр иностранных дел Шеварднадзе, подписывая эти соглашения? Была это его личная инициатива или все-таки это совместное решение Политбюро и правительства Советского Союза? Информация на этот счет весьма и весьма противоречива. Чтобы в ней разобраться, необходимо начать с самого начала.
В начале 20-х годов страны, находящиеся вдоль побережья Северного Ледовитого океана, стали выделять свои сектора в Арктике. Так же поступила и молодая советская власть. В апреле 1926 года постановлением Центрального исполнительного комитета северо-восточная граница Советского Союза в Северном Ледовитом океане была установлена по линии, указанной в Царской конвенции от срединной точки между островами в Беринговом проливе до Северного полюса. К тому времени руководство Страны Советов уже знало, что творится на самой дальней российской окраине: Чукотку вовсю эксплуатировали американские торговцы.
Надо сказать, что это уже закономерность – как только в стране появляются серьезные потрясения и наступает период безвластия, тут же возникает желание – отхватить у России часть территории. Так было не только в 90-х годах, так же было и в начале 20-х годов XX века. Что творилось на самых дальних российских окраинах, почти достоверно воспроизведено в знаменитом советском фильме «Начальник Чукотки».
Почти 10 первых лет советской власти американские скупщики открыто грабили северо-восточные районы России. Они безжалостно истребляют моржей и обманывают местное население, за бесценок скупая у них пушнину.
Острова оказались наводненными не только американскими миссионерами, но и людьми, выполняющими иные специфические функции и задачи. Достаточно сказать, что на острове Врангеля в тот период был водружен американский флаг.
С укреплением государственной власти в СССР таких поселенцев советские пограничники быстро отправили на родину вместе с чужими флагами. Показательный случай произошел на острове Ратманова в сентябре 1925 года. На острове американцы основали целую колонию, забирали пушнину у местного населения и отвозили ее в США. Требования советской власти покинуть территорию Советского Союза наглые янки попросту игнорировали. Тогда в эту зону был направлен советский корабль ПСКР «Воровский», экипаж которого вышвырнул восвояси всю американскую колонию.
Примечательно, что претензий от США в адрес СССР не поступило. Уже тогда за океаном опасались, что советская власть не признает конвенцию 1867 года, как и многие договоры царского правительства, и потребует вернуть Аляску. Но этого не случилось.
Однако спустя более полувека в январе 1977 года Госдепартамент США направил Советскому правительству ноту с предложением определить линию разграничения между государствами в Беринговом море. К этому времени все страны, имеющие границы вдоль побережий, стали устанавливать свои 200-мильные рыболовные зоны. Но поскольку расстояния в районе Берингова моря не очень велики, то вполне понятно, что советская и американская 200-мильная зоны накладывались друг на друга. Встал вопрос, как поделить морскую акваторию?
Американцы настаивали: «Будем придерживаться конвенции 1867 года». Но Советский Союз предлагает: «Давайте делить спорную акваторию по закону и по совести». Было предложено установить серединную линию разграничения на равном удалении от берегов наших стран.
Примерно так действовали все страны. Это закреплялось международным законодательством. Но если используются нормы международного права, то все прежние межгосударственные договоры отменяются. А как же быть конвенции 1867 года? В ней не линии раздела – главное, а договор о продаже Аляски. Американцы боялись, Россия действительно решила отказаться от этого договора, она больше не хочет соблюдать его правил, а значит с изыскивает возможность в будущем потребовать возвращения Аляски.
Тем временем наступили 70-е. Они были пиком мощи Советского Союза. Две сверхдержавы разговаривали друг с другом на равных. С этих позиций они уже достигли договоренностей о мирном сосуществовании и об ограничении систем противоракетной обороны. Символом сотрудничества стала стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон». Готовится к подписанию договор о сокращении стратегических вооружений. Стоит ли в этих условиях обострять ситуацию? И в феврале 1977 года ответной нотой МИДа Советский Союз уведомил Соединенные Штаты, что согласен уступить американцам часть акватории Берингова моря – а это около 35 тысяч квадратных километров. По сути, это был так называемый «Жест доброй воли». Договор оформлять не стали, но оговорили: уступаемый участок остается зоной традиционного промысла советских рыбаков, а значит, они и впредь должны иметь туда свободный доступ. Соединенные Штаты, разумеется, согласились принять такой щедрый подарок.
Но американцы недолго соблюдали обязательства. После ввода советских войск в Афганистан они объявили санкции и закрыли доступ советским рыбакам к установленному участку. Вероятно, поэтому в 1982 году, когда была принята конвенция по морскому праву и появилась возможность устанавливать уже свои 200-мильные исключительные экономические зоны, включающие шельф, США не рискнули обратиться с предложением пересмотреть границы. Все потому, что на тот момент Советский Союз был еще силен, и неизвестно чем еще все бы закончилось. Другое дело – 1990-й год. Но об этом в следующей части.