Найти в Дзене
Черный Орфей

Глава 2. Спиричуэлс: как духовная музыка стала символом освобождения

На обложке - Fisk Jubilee Singers, 1882 г.
На обложке - Fisk Jubilee Singers, 1882 г.

Здравствуйте, уважаемые читатели, сегодня мы поговорим о важной главе в истории афроамериканской музыки. А именно о той её части, которой суждено стать гимном свободы и борьбы с несправедливостью.

Спиричуэлс в исполнении Луи Армстронга

Что такое спиричуэлс

Спиричуэлс (от англ. Spiritual – духовный) – это религиозные песни афроамериканцев, которые основаны на библейских сюжетах, посвященных теме борьбы за освобождение, свободу и справедливость.

Эта особая религиозная музыка, которая стала результатом смешения европейской и африканской культуры. Её появление было напрямую связано с принятием христианства невольниками.

Исполнение спиричуэлса, 1941 г.

Go down Moses
Way down in egypt land
Tell all Pharaoes to
Let My People Go!

Иди вниз, Моисей
Далеко внизу, в земле Египетской
Скажите всем фараонам, чтобы
Отпустили Моих людей!

О зарождении

Привезённые в XVII-XVIII веках с разных частей Африки рабы изначально не понимали речь друг друга и не могли полноценно выстраивать взаимоотношения друг с другом. Это было очень на руку их хозяевам-плантаторам, которые опасались возможных восстаний и бунтов.

Сборщики хлопка (Художник Winslow Homer, 1876)
Сборщики хлопка (Художник Winslow Homer, 1876)

Однако эта ситуация изменилась в XIX веке. Негритянское население Америки стало говорить на английском языке и принимать христианскую веру. Благодаря пониманию друг друга, совместному труду и общей религии у них возникает потребность выплеснуть накопившуюся боль и терпение в духовных песнях, которые допускали белые, считая их безобидными. Это позволило исполнять их коллективно, как на работе на полях, так и в церкви.

Негры на плантации (1880-е)
Негры на плантации (1880-е)

О темах и содержании песен

Как мы указывали ранее, спиричуэлс – это песни, состоящие из библейских сюжетов, в основном ветхозаветных. И это было связано с тем, что для рабов были близки страдания еврейского народа, который искал свободы и освобождения.

Невольники считали, что с помощью музыки и молитв они могут приблизиться к своему, особому Богу, который освободит их в духовном и в физическом смысле и накажет виновных рабовладельцев.

Негритянская семья, конец 1860-х годов
Негритянская семья, конец 1860-х годов

В спиричуэлсах очень часто встречаются мотивы рая, близости с Иисусом, свободы и борьбы, освобождения и наказания. Такие темы были способны облегчить страдания здесь и сейчас, и в тоже время создавали картину прекрасного будущего.

В годы рабства, спиричуэл был ещё и «тайным» языком на котором общались рабы, чтобы ввести в заблуждении своих хозяев и надсмотрщиков. С помощью них невольники могли обмениваться важной информацией, например, о побеге.

Спиричуэл “Steal away to Jesus” («Незаметно ускользнуть к Иисусу»)
Рабовладельцы понимали как призыв следовать учению Христа, в то время как на самом деле песня была приглашением на тайное собрание.

Об особенностях исполнения

Духовные песни афроамериканцев отличались особой ритмикой и эмоциональностью, которая сближала их с исторической родиной. Из-за отсутствия инструментального сопровождения они исполнялись а капелла с хлопаньем в ладоши или притопыванием ногами.

Могли исполняться как полностью хором, так и с выделением солиста по респонсорному принципу, то есть музыкальным вопросом солиста и ответом на него хора.

пример исполнения из х/ф "12 лет рабства"

О развитии и месте в культуре

После освобождения рабов в 1865 году спиричуэлс не исчез, а стал надёжно входить в музыкальную культуру Америки и всего мира.

Уже в 1871 году на базе первого негритянского университета (Университет Фикса в г. Нэшвилл) был образован студенческий хор Fisk Jubilee Singers (Юбилейные певцы Фикса), который отправился в тур по городам Америки. Во время тура по Великобритании и Европе в 1873 году, хор исполнил "Steal Away to Jesus" и "Go Down, Moses" для самой королевы Виктории.

Fisk Jubilee Singers, 1875 г. 
Название "Jubilee" образовано от древнееврейского слова «йовель» или «ювель» означавшим «год свободы».
Fisk Jubilee Singers, 1875 г. Название "Jubilee" образовано от древнееврейского слова «йовель» или «ювель» означавшим «год свободы».

В начале XX века началась запись спиричуэлсов на грампластинки.
Ниже представлена записанная в 1909 году духовная песня о пересечении пророком Илии на колеснице реки Иордан.

В 1890-х годах со спиричуэлсом познакомился чешский композитор Антонин Дворжак, который приехал Нью-Йорк работать. Вот что он говорил о песнях:

«Они так патетичны, страстны, нежны, меланхоличны, дерзки, радостны, веселы... В любом музыкальном жанре может быть использован этот источник».

И надо сказать, он действительно использовал их, например, в своей симфонии №9 («Из Нового Света»), в которой встречаются мотивы спиричуэлса.

Антонин Дворжак
Антонин Дворжак


В настоящее время спиричуэлс также занимает важное место в жизни афроамериканцев. Их продолжают использовать, как песни свободы, протеста и борьбы с несправедливостью. Духовные песнопения особенно часто исполняются в день рождения Мартина Лютера Кинга и на мероприятиях в честь Месяца афроамериканской истории (Black History Month).

Fisk Jubilee Singers.
Спиричуэлс "Восстань, сияй, ибо грядет твой Свет, духовный"

Благодарю вас за проявленный интерес!
Пишите и комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы)