Здравствуйте, уважаемые читатели, сегодня мы поговорим о важной главе в истории афроамериканской музыки. А именно о той её части, которой суждено стать гимном свободы и борьбы с несправедливостью.
Спиричуэлс в исполнении Луи Армстронга
Что такое спиричуэлс
Спиричуэлс (от англ. Spiritual – духовный) – это религиозные песни афроамериканцев, которые основаны на библейских сюжетах, посвященных теме борьбы за освобождение, свободу и справедливость.
Эта особая религиозная музыка, которая стала результатом смешения европейской и африканской культуры. Её появление было напрямую связано с принятием христианства невольниками.
Исполнение спиричуэлса, 1941 г.
Go down Moses
Way down in egypt land
Tell all Pharaoes to
Let My People Go!
Иди вниз, Моисей
Далеко внизу, в земле Египетской
Скажите всем фараонам, чтобы
Отпустили Моих людей!
О зарождении
Привезённые в XVII-XVIII веках с разных частей Африки рабы изначально не понимали речь друг друга и не могли полноценно выстраивать взаимоотношения друг с другом. Это было очень на руку их хозяевам-плантаторам, которые опасались возможных восстаний и бунтов.
Однако эта ситуация изменилась в XIX веке. Негритянское население Америки стало говорить на английском языке и принимать христианскую веру. Благодаря пониманию друг друга, совместному труду и общей религии у них возникает потребность выплеснуть накопившуюся боль и терпение в духовных песнях, которые допускали белые, считая их безобидными. Это позволило исполнять их коллективно, как на работе на полях, так и в церкви.
О темах и содержании песен
Как мы указывали ранее, спиричуэлс – это песни, состоящие из библейских сюжетов, в основном ветхозаветных. И это было связано с тем, что для рабов были близки страдания еврейского народа, который искал свободы и освобождения.
Невольники считали, что с помощью музыки и молитв они могут приблизиться к своему, особому Богу, который освободит их в духовном и в физическом смысле и накажет виновных рабовладельцев.
В спиричуэлсах очень часто встречаются мотивы рая, близости с Иисусом, свободы и борьбы, освобождения и наказания. Такие темы были способны облегчить страдания здесь и сейчас, и в тоже время создавали картину прекрасного будущего.
В годы рабства, спиричуэл был ещё и «тайным» языком на котором общались рабы, чтобы ввести в заблуждении своих хозяев и надсмотрщиков. С помощью них невольники могли обмениваться важной информацией, например, о побеге.
Спиричуэл “Steal away to Jesus” («Незаметно ускользнуть к Иисусу»)
Рабовладельцы понимали как призыв следовать учению Христа, в то время как на самом деле песня была приглашением на тайное собрание.
Об особенностях исполнения
Духовные песни афроамериканцев отличались особой ритмикой и эмоциональностью, которая сближала их с исторической родиной. Из-за отсутствия инструментального сопровождения они исполнялись а капелла с хлопаньем в ладоши или притопыванием ногами.
Могли исполняться как полностью хором, так и с выделением солиста по респонсорному принципу, то есть музыкальным вопросом солиста и ответом на него хора.
пример исполнения из х/ф "12 лет рабства"
О развитии и месте в культуре
После освобождения рабов в 1865 году спиричуэлс не исчез, а стал надёжно входить в музыкальную культуру Америки и всего мира.
Уже в 1871 году на базе первого негритянского университета (Университет Фикса в г. Нэшвилл) был образован студенческий хор Fisk Jubilee Singers (Юбилейные певцы Фикса), который отправился в тур по городам Америки. Во время тура по Великобритании и Европе в 1873 году, хор исполнил "Steal Away to Jesus" и "Go Down, Moses" для самой королевы Виктории.
В начале XX века началась запись спиричуэлсов на грампластинки.
Ниже представлена записанная в 1909 году духовная песня о пересечении пророком Илии на колеснице реки Иордан.
В 1890-х годах со спиричуэлсом познакомился чешский композитор Антонин Дворжак, который приехал Нью-Йорк работать. Вот что он говорил о песнях:
«Они так патетичны, страстны, нежны, меланхоличны, дерзки, радостны, веселы... В любом музыкальном жанре может быть использован этот источник».
И надо сказать, он действительно использовал их, например, в своей симфонии №9 («Из Нового Света»), в которой встречаются мотивы спиричуэлса.
В настоящее время спиричуэлс также занимает важное место в жизни афроамериканцев. Их продолжают использовать, как песни свободы, протеста и борьбы с несправедливостью. Духовные песнопения особенно часто исполняются в день рождения Мартина Лютера Кинга и на мероприятиях в честь Месяца афроамериканской истории (Black History Month).
Fisk Jubilee Singers.
Спиричуэлс "Восстань, сияй, ибо грядет твой Свет, духовный"
Благодарю вас за проявленный интерес!
Пишите и комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы)