Найти тему
Чёрно-белое кино

Запрещённая советская комедия 1938 года

Оглавление

О немом "Счастье" Александра Медведкина я уже рассказывал. Сегодня расскажу об одном из звуковых фильмов этого удивительного режиссера

Афиша фильма
Афиша фильма

Не видели, но осуждаем

"Новой Москве" Медведкина не повезло, как и большинству других его картин. Она снималась в один год со знаменитой "Волгой-Волгой" Александрова и рассказывает в общем-то о том же: о мощи и непобедимости советского государства, его величественной архитектуре и достижениях. Но в отличие от любимого фильма Сталина, "Новая Москва" не только не стала народным хитом, но даже не вышла на экраны, пролежав на полке до 60-х, когда творчество Медведкина начали открывать заново у нас и за рубежом. Фильм был посвящен тогдашнему сталинскому генеральному плану реконструкции Москвы, и отцу народов не понравилось, как режиссер этот план осмыслил и показал. Возможно, Сталину не угодила сцена, где шутки ради восстаёт из праха взорванный храм Христа-Спасителя. Может, дело в знаменитом не осуществленном проекте Дворца Советов в виде гигантской ленинской статуи, показанном у Медведкина весьма наглядно. А может, и в том, что лента получилась слишком уж веселой - веселее, чем комедии орденоносца Александрова.
Так или иначе, о "Новой Москве" тогдашний советский зритель мог узнать только из разгромной рецензии в "Правде". А "Правде" тогда принято было верить.

Дамские болотные сапоги

По сюжету инженеры на одной из таежных строек, в свободное от работы время создают "живую модель Москвы". Изобретатель Алеша везёт модель в столицу на выставку, знакомится в поезде с девушкой Зоей, но приехав, узнает, что у него есть соперник - рассеянный и восторженный художник Федя. На протяжении всего фильма герои проходят целую череду невероятно смешных комических ситуаций. А их запоминающиеся реплики наверняка сразу разошлись бы на цитаты, выйди фильм в прокат:
"- Дайте дамские болотные сапоги.
- Извините, дамских болотных сапог не держим!"
"- Доктор, помогите, меня очаровала блондинка!
- Эта блондинка в последний раз танцевала во времена императора Александра III"
А вспоминая сцену с поросёнком и детским врачом в метро, я до сих пор не могу удержаться от хохота.

Живые люди

Комедия Медведкина - настоящий шедевр, притом, опередивший свое время. Все мы помним звуковые фильмы 30-х, где у актеров неестественные, слишком театральные интонации и жесты. Этим грешили даже звёзды вроде Любови Орловой. Персонажи "Новой Москвы" выглядят органично и правдоподобно. Они похожи на живых людей, им веришь. Вероятно здесь сказался большой опыт Медведкина-документалиста. Он привык запечатлевать жизнь в ее естественном виде и легко переносит приемы агитационного поезда "Союзкинохроники" в игровое кино. Он не боится всё ещё относительно нового в кино звука и отлично с ним работает. Не боится он и вообще любых новшеств. Кстати, и первый в СССР полноцветный фильм "Цветущая юность" снял именно Медведкин в 1939-м году. Думаю, не ошибусь, если скажу, что такого правдоподобия актерской игры как в "Новой Москве" наше кино достигло только в конце 50-х.

Алеша с друзьями строят живую модель
Алеша с друзьями строят живую модель

Москва будущего

Кроме того, очень красиво, "дорого и богато" выглядит Москва будущего в представлении Медведкина. У его футуристических городских видов есть что-то общее с "Метрополисом" Фрица Ланга. А еще, в одном из кадров "Новой Москвы" можно увидеть тот самый памятник Сталину на берегу Московского моря, который вырезали из "Волги-Волги" после разоблачения культа личности.

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус