Беларусь была одним из тех немногих мест Российской Империи, где вера в упырей, в вампиров, была особенно сильна. Она была не только, как народный фольклор, но и определяла жизненный уклад и многие похоронные обычаи жителей. Сегодня мы прольём свет откуда же в Беларуси взялись упыри, какие деревни называются вампирскими и как боролись с кровопийцами.
Начнём сегодня историю с того, что нам надо перенестись в совсем крошечную белорусскую деревню. У неё достаточно необычное название для тех краёв - Паре. Она затерялась в белорусских заболоченных лесах, буквально на государственной границе. Рядом нет крупных дорог, больших поселений, это такой тихий угол, где время словно застыло и десятилетиями ничего не меняется. Но зачем нам нужна эта забытая деревенька? А затем, что в этой деревеньке есть одно крайне любопытное кладбище. На нём можно увидеть огромные, до шести метров, кресты, которые обвязаны разноцветными ленточками и могилы, которые накрыты тяжёлыми камнями и брёвнами. Говорят, что камни и деревья могли сдержать упырей в своих могилах.
Считается, что такая традиция захоронения уходит корнями практически на тысячелетие вглубь истории славянских народов, когда они ещё поклонялись идолам. В те времена верили в существование сверхъестественных существ, которые могут навлечь беду или напрямую навредить человеку. К таким существам относились вурдалаки, упыри, кровопийцы. У них много названий, но обозначали они примерно одно и тоже злобное существо. В языческую эпоху тела сжигались и поэтому усопший не мог обратиться в вурдалака и вернуться в мир живых. С принятием христианства и началом захоронения тел в землю вера в вампиров и страх перед ними никуда не делись. Тогда люди решили, что бороться с упырями можно, если прибегать к особым методам захоронений. Для того, что бы упырь не мог выбраться из своей могилы, поверх неё клали тяжёлые камни и деревья. Был конечно и чисто практический эффект - эта процедура предотвращала разрытие могил дикими животными.
Ещё одной отличительной чертой кладбища в деревушке Паре является то, что на нём нет живых деревьев. Как будто все вырастающие деревья специально спиливали, что бы они никогда не давали тень, не загораживали солнечные лучи. Так же все кресты имеют различную форму, а некоторые встраивались прямо в тело так называемого наруба.
Кроме кладбища огромные кресты стоят на перекрёстках. Они так же обмотаны яркими ленточками. Местные жители говорят, что кресты на перекрёстках ставились, что бы защитить поселение от беды. Например, если начался падёж скота или люди начали массово резко болеть. Значит колдун решил наслать беду на деревню. А после смерти колдуны, которые водились с нечистой силой, становились упырями, которые могли кроме того как вызвать эти беды, напасть на жителей. Поэтому кроме кладбища, кресты устанавливались на перекрёстках, что бы упырь не смог подойти к жилищам живых. Крест становился как бы своеобразной границей, которая разделяла мир мёртвых и мир живых.
А что нам на это говорят исследователи? Неужели в Беларуси действительно так широко были распространены верования в упырей? Если покопаться в белорусских справочниках по местному фольклору то можно найти специфическое название кровопийцы: "вупырь" или "вупарь". Согласно фольклорным записям вупырь это мёртвый, который встаёт из могилы по ночам и пьёт кровь скотины и людей. От района к району Беларуси представления об вупырях немного разняться. Одни считают, что они в основном занимаются тем, что пьют кровь, в других районах, например, в представлениях жителей Гомельщины, вампир - это человек, которого похоронили заживо или через труп которого перепрыгнула чёрная кошка. Но как отмечают многие этнографы белорусские вупары очень схожи с кровопийцами из сказаний Сербии, Болгарии, Чехии, восточный районов Польши.
В белорусском фольклоре была ещё одна интересная деталь про вампиров. Считалось, что они после смерти продолжали заниматься тем же делами, что и при жизни. Алчный человек возвращается домой, что бы пересчитывать свои накопленные деньги и драгоценности, муж возвращается к своей жене, травник бродит по лесу в поисках нужных растений.
А теперь давайте отправимся в ещё одну деревушку Беларуси. Поселение совсем небольшое, сейчас в нём живёт около 600 человек. Да и административное название у него не деревня, а агрогородок. Называется он Путчино. Уже несколько десятилетий вокруг него ходит дурная слава. Поговаривают, что ещё в 50-х гг. в деревню заявился странного вида мужчина. Он был весь бледный с жутким выражением лица. Он напал на одну из девочек, которая играла на улице и хотел утащить её с собой. Остальные дети подняли крик. Выбежали взрослые и одна из женщин узнала в бледной фигуре незнакомца своего недавно усопшего мужа. Мужчина, увидев, что потерпел неудачу, ушёл так же неожиданно, как и появился. но на этом история не закончилась. Говорят, но уже тихонечко на ушко, что женщина с ребёнком в ту же ночь умерла, якобы вампир вернулся после заката и когда они легли спать, выпил у них всю кровь.
Белорусский журналист В. Деружинский искал причины столько широкого распространения на территории Беларуси верований в существование вупырей. Он наткнулся на один любопытный факт. В 20-х и 30 гг. XX века по деревням прокатилась настоящая эпидемия вампиризма. Как раз в момент уничтожения религии большевиками. В деревнях начали появляться люди, которых похоронили несколько лет или месяцев назад. Тогда местные брали лопаты и шли на кладбище, раскапывали могилы и находили абсолютно неразложившейся труп. Обычно в таком случае труп придавался огню. Милиция в такие случаи не вмешивалась, считая это религиозным помешательством на фоне отказа от веры.
Можно сделать вывод, что вера в существование упырей раньше была распространена в Беларуси, причём она в некоторых местах сохранилась до сих пор. Поэтому на многих старых кладбищах Беларуси, особенно в глубинке, в глухих деревнях, до наших дней сохранились могилы, которые укрыты тяжёлыми камнями или брёвнами. Там по представлению местных захоронены упыри, которые могли выбраться из своих могил и пойти сеять беду.
На этом всё. Надеюсь Вам было интересно. Если понравилось, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые материалы.