Найти тему

Джо Блэк - солдатики как искусство

Есть ли в мире более странная и спорная вещь, нежели современное искусство? Разумеется, есть. Но для этой статьи мы сделаем вид, что нет - так драматичнее.

Эта статья посвящена Джо Блэку, британскому концептуальному художнику и серии его работ из солдатиков. Материал дался сложно, так как я не специалист в современном искусстве, да и искусстве вообще, а публикаций о мистере Блэке в русскоязычном сегменте интернета очень мало. Блэк - яркий пример того, как предметы нашего общего увлечения - солдатики, становятся чем-то большим, предметом искусства, превращаясь из простой игрушки в способ высказаться, стать подтекстом, который придает художественной работе дополнительные смыслы. А потому мне кажется крайне интересным поговорить об этом всем с вами.

Знакомьтесь, Джо Блэк. Прошу не путать с персонажем из одноименного фильма с Брэдом Питтом и Энтони Хопкинсом. Известен этот художник, в первую очередь, серией работ, выполненных в необычной технике - из бытовых предметов. Здесь и портрет принцессы Дианы, выполненный из разбитых игрушечных машинок, и портрет Элвиса Пресли из резиновых коров, но нам интересны другие его проекты - портреты известных и не очень исторических личностей, сделанные из игрушечных солдатиков.

Тысячи окрашенных фигурок, которые создают собой итоговое изображение здесь, не только задают текстуру и цвет изображения, но и позволяют так или иначе передать отношение автора к той или иной персоналии. Попробую порассуждать об этом ниже.

The wall of China. Joe Black. Фотография с сайта автора - www.mrjoeblack.com
The wall of China. Joe Black. Фотография с сайта автора - www.mrjoeblack.com

Я не собираюсь делать обзор всего его творчества, а остановлюсь только на солдатиках. Итак, какие работы художника могут быть нам интересны? На самом деле много какие. Пока в теме разбираться пытался, узнал, что там было что-то под 30 разных инсталляций с солдатиками. Остановлюсь на самых известных или интересных, если кого зацепит - дам ссылки на дополнительные материалы по теме.

Made in China (2011). Воссоздание фотопортрета молодого китайского солдата, сделанная известным фотожурналистом Робертом Капа. Это фото в 1938 году было на обложке журнала Time. Инсталляция выполнена в 2011 году. Для её изготовления было использовано более пяти с половиной тысяч солдатиков китайского производства, которые в дальнейшем художником были окрашены вручную. Отсюда, собственно говоря, и название работы - сделано в Китае.

Здесь вы можете заметить небольшую хитрость, которую автор использует в своих солдатиковых работах - окрашивается не только сама фигурка, но и пространство под ней. С одной стороны солдатики создают текстуру и «смысл», а с другой - прокраска под ними делает работу гораздо более легкой к восприятию.

Вторая особенность - все фигурки смотрят в одну точку - нос, создавая иллюзию размытости изображения по краям, словно в расфокусе. Интересно, что этот прием у автора переходящий из одних работ в другие и если технический функционал не меняется, то вот смысловая нагрузка у него разнится.

Композиция эта очень и интересная и открыта целой массе интерпретаций. Хотите, высказывание о слабости китайской армии, состоящей из игрушечных солдатиков, а хотите - высказывание о том, что молодые люди, едва вышедшие из детского возраста, становятся солдатами и должны убивать. В одной из публикаций я прочитал мнение, что это критика государства, для которого такие солдаты не люди, а просто игрушки, которых можно бросить в бой.

Лично мне ближе трактовка про вырванных из детства на войну детей. Поэтично это, особенно учитывая материал.

The Great wall of China (2013). Портрет Мао Цзэдуна, изготовленный из
20 000 солдатиков. Огромная композиция, размером 3,5 метра на 5,3 метра. Большее 15 квадратных метров вручную окрашенных фигурок, изображающих одного из бывших лидеров Китая. Заметили, как эта тема прямо сквозит через его творчество? Портретов Мао я насчитал штук 5, наверное. К счастью, не Китаем единым и чуть позже пойдут другие темы.

В этот раз толпа солдатиков, смотрящих в переносицу Мао вроде бы символизирует его культ личности и безоговорочную преданность народа. Кто-то видит в этом очередную критику милитаризма или же тоталитаризма. И вновь, работа открыта для трактовки.

Shoot to Kill (2011). А вот эта работа Блэка вызывает особый интерес. начнем с технических деталей - 11 000 солдатиков, в этот раз использованы всего два цвета: черный и белый, но самое главное - в этот раз все фигурки стоят спиной к переносице. Вроде бы небольшая техническая деталь, но она очень серьезно меняет восприятие инсталляции.

Перед нами фотография улыбающегося и спокойного президента США, но само название «Shoot to Kill» отсылает к приказу на ликвидацию Бен Ладена - это не я такой умный, а один из журналистов британского портала Метро обращает на это внимание.

Да и сами фигурки, смотрящие в стороны от центра, создают картину ощетинивания оружием.

Насколько мне известно из иностранных публикаций, Блэк этим образом критикует агрессивную политику США в отношении арабских стран. Памятуя о том, что Барак Обама получил нобелевскую премию мира и при этом при его руководстве США вели 4 разные военные кампании, получается очень символично.

На мой взгляд, эта работа - пик творчества Джо Блэка с солдатиками. Это и выпад в сторону союзного Великобритании государства, и смена техники создания, которая в этот раз усилила посыл инсталляции, да и шаг в сторону черно-белого изображения определенно упростил восприятие изображения.

Выше я разместил галерею ещё с несколькими подобными работами художника. Если вам любопытно его творчество, то обратите внимание на мой каталог каталогов солдатиков, где я разместил один из каталогов его выставки в Opera House, там можно чуть подробнее узнать о Блэке и его других несолдатиковых инсталляциях.

-6