Найти тему
Об этом не говорят

Казахстан в 2023 году начнёт экспорт нефти в Европу в обход России

Крутятся как ужи на сковороде. И заработать хотят на санкциях против России и не попасть под раздачу из-за этого.

Как сообщают, в 2023 году Казахстан надеется поставить до 1,5 млн тонн нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан в рамках растущих усилий по поиску экспортных маршрутов в обход России. 10 ноября премьер-министр страны Алихан Смаилов заявил журналистам, что правительство ожидает, что ежегодные поставки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан со временем достигнут 6-6,5 млн тонн.

В настоящее время более двух третей экспорта казахстанской нефти обычно отправляется в Европу через Россию. Но в последнее время большое внимание уделяется развитию потенциала того, что получило название "Среднего коридора", то есть Каспийского моря и ряда стран, в том числе Азербайджана, Грузии и Турции.

Смаилов сказал, что казахстанская стратегия диверсификации экспортных маршрутов основывается на использовании танкеров из порта Актау для подачи нефти в трубопровод Баку-Супса, конечный пункт которого находится на черноморском побережье Грузии, и поездов, курсирующих по железнодорожной линии Баку-Батуми, а также поездов, следующих из богатых нефтью регион Атырау в Узбекистан и Китай.

Как сказал Смаилов:

«По всем этим направлениям сейчас ведется работа по расширению и увеличению потенциала по экспорту нефти».

Перемещение всей этой нефти потребует инвестиций в транспортную инфраструктуру. По словам Смаилова, крупнейший производитель нефти в Казахстане «Тенгизшевройл», разрабатывающий месторождение «Тенгиз» в Атырауской области, удвоил количество железнодорожных цистерн, находящихся в его распоряжении и уже начал осуществлять пробные перевозки по железной дороге в направлении Грузии и Узбекистана.

Однако объем нефти, перемещаемой по альтернативным маршрутам, в относительном выражении по-прежнему ничтожен. В прошлом году Казахстан отправил 54 миллиона тонн нефти в Европу по маршруту Каспийского трубопроводного консорциума, который пересекает территорию России на сотни километров, прежде чем попасть в черноморский порт Новороссийск. Большая часть остальных 86 миллионов тонн, произведенных Казахстаном, досталась Китаю.

Однако президент Касым-Жомарт Токаев с оптимизмом смотрит в долгосрочную перспективу. Выступая 7 ноября на публичном мероприятии в западной Мангистауской области, он заявил, что объемы транспортировки нефти по транскаспийскому маршруту через два казахстанских порта Актау и Курык со временем вырастут до 20 млн тонн в год. Он не уточнил сроки, в течение которых эта цель будет достигнута.

Вопрос логистики стоит остро, так как Казахстан намерен увеличить добычу нефти. По словам Нурлана Жумагулова, исполнительного директора группы «Союз нефтесервисных компаний», Казахстан планирует к 2025 году довести годовой объем добычи до 100 млн тонн, в основном за счет увеличения производственных мощностей Тенгизшевройла и мегаместорождения Кашаган.

Посмотрим, что там у них получится. Прям ну очень интересно.