Найти тему
Hyundai XTeer

Скорее хорошо, чем плохо: разбираемся в отличиях параллельного импорта от «серого». ЧАСТЬ 1

С уходом из России целого ряда крупных брендов наше правительство приняло решение легализовать параллельный импорт. Судя по всему, многие соотечественники так и не поняли, чем данный вид поставок зарубежных товаров в нашу страну отличается от так называемого «серого» импорта, который существовал на рынке всегда и запрет на который никто не снимал. Попробуем объяснить эту разницу на примере импортируемых в РФ моторных масел. 

Неужели вы всё ещё считаете, что "серый" импорт и параллельный — это одно и то же? Фото: Artstation.com
Неужели вы всё ещё считаете, что "серый" импорт и параллельный — это одно и то же? Фото: Artstation.com

Мимо воли правообладателя 

В том, что многие потребители не вполне улавливают разницу между официально разрешенным параллельным импортом и его «серым» собратом, ничего удивительного нет: схема поставок и сам принцип действительно во многом похожие. И в том, и в другом случае товар ввозится в пределы страны-импортёра хоть и с соблюдением правил таможни, но без разрешения производителя, а по сути – с нарушением его прав. 

Внимательный читатель может возразить, что существует принцип исчерпания исключительного права, согласно которому производитель вроде как складывает все свои права на товар после первой же официальной продажи, и дальнейшая судьба товара его волновать не должна. На это можно ответить, что в большом бизнесе данный принцип работает ровно в той мере, каковую определяют сами правообладатели, и текущий 2022 год наглядно это иллюстрирует. 

В контексте имеющегося геополитического напряжения и действующих антироссийских санкций со стороны западных стран, воля производителей стала решающей во всём, в том числе и в вопросах, касающихся параллельного импорта. На примере рынка моторных масел это видно весьма отчётливо: мировые энергетические гиганты отслеживают продавцов, берущих на себя роль промежуточного звена на пути поставок товаров в РФ по схеме параллельного импорта. Выявляют – и натуральным образом штрафуют на миллионы долларов, отбивая у экспортёров всё желание заниматься «свободной» торговлей конкретно с Россией. Именно по этой причине, несмотря на разрешенный параллельный импорт, в России к настоящему времени практически не осталось продукции таких брендов, как Castrol, Mobil, Shell, Total и многих других.

Что-то на корабле международной торговли в 2022 году явно сломалось...
Что-то на корабле международной торговли в 2022 году явно сломалось...

С учётом этого, слегка наивно звучат рассуждения некоторых соотечественников на тему того, что легализация параллельного рынка — это своего рода маркер свободной торговли, по которой, видимо, истосковались предприниматели, сделавшие головокружительную карьеру в России 90-х. Как уже показала практика, новая «свобода» весьма условная и подчиняется воле крупных рыночных игроков. Параллельный же импорт – не более чем вынужденная мера, которую правительство РФ предприняло, чтобы сохранить внутренний рынок в относительно привычном для потребителей виде. 

И конечно же, этот шаг не должен был послужить «зелёным светом» для «серых» импортёров, которые на волне текущих рыночных послаблений стали особенно активными. И понятно, почему – именно по причине формальной схожести схем поставок параллельного импорта с «серым». Но, помимо этой формальной стороны, есть ещё и другая, которая касается ответственности продавцов перед законами своего государства и, наконец, перед конечными потребителями. А вот здесь уже отличия имеются, и первое из них касается непосредственно законности явления с точки зрения страны-импортёра, в нашем случае – Российской Федерации. 

Вне закона – и точка

Рассудим логически, почему наше правительство всё-таки не легализовало весь вместе взятый «серый» импорт, а применило так называемый точечный подход, дав разрешение на параллельный ввоз лишь для отдельных групп товаров, а именно – для тех, чьи производители официально покинули рынок России. К примеру, если в отношении моторных масел из Европы послабление сейчас действует, то для товаров той же группы из Кореи, в частности, продукции бренда HYUNDAI XTeer, – уже нет. Товар продолжает ввозиться официально, с разрешения правообладателя и с соблюдением всех его условий и законных прав, и никакие альтернативные способы его поступления на рынок РФ нашим правительством даже не обсуждались.

Из этого южнокорейского порта в г. Пусан контейнеры с моторными маслами для РФ, как и прежде, идут прямиком в наш Владивосток и далее – на склады к официальным поставщикам. Фото: Btcethereum.com
Из этого южнокорейского порта в г. Пусан контейнеры с моторными маслами для РФ, как и прежде, идут прямиком в наш Владивосток и далее – на склады к официальным поставщикам. Фото: Btcethereum.com

Что как не это говорит в пользу того мнения, что легализация параллельного импорта – это вынужденная мера, в то время как государством данное явление, в целом, не приветствуется? И раз уж остались товары (и их на рынке большинство!), для которых «серый» ввоз продолжает быть запрещённым, то можно с уверенностью утверждать: «серый» импорт в РФ как был вне закона, так и продолжает быть. Законен – и то временно – только параллельный импорт и именно в отношении производителей, которые сами (и притом в одностороннем порядке) приняли решение прекратить официальную торговлю с нашей страной. 

Как только иностранный производитель принимает обратное решение, как это совсем недавно произошло с несколькими парфюмерными и косметический брендами, заявившими о своём возвращении в РФ, Минпромторг исключает его продукцию из Перечня товаров, для которых параллельный импорт разрешён. 

Это, опять же, доказывает, что нашим властям претит сама идея торговли продукцией без ведома производителей и, что ещё важнее, с нарушениями прав потребителей. А вот о том, в чём именно состоят эти нарушения со стороны «серых» импортёров – читайте в продолжении статьи на нашем канале!