Найти тему
КИНО ВВЕРХ ДНОМ

"Кошмары" - триллер по Юнгу. Объяснение смысла фильма.

Оглавление
Кадр из х/ф "Кошмары"
Кадр из х/ф "Кошмары"

На эту картину я наткнулся совершенно случайно, сперва ознакомившись с трейлером. Признаться, он произвел на меня весьма сильное впечатление, отчего в день премьеры я уже сидел в кинозале на ночном сеансе в гордом одиночестве. Попивая холодную газировку, я с удовольствием погрузился в завораживающий "экспириенс" по Юнгу. А теперь, немного подробнее.

Постер х/ф "Кошмары"
Постер х/ф "Кошмары"

В оригинале фильм называется "Come True" (букв. Становятся явью), звучит загадочно, но плоско. Как по мне, отечественный вариант гораздо лучше; он отражает в себе всю глубину картины (чуть позже, расскажу подробнее).

Снял картину малоизвестный канадец Энтони Скотт Бернс, который также написал сценарий и саундтрек (напоминает Роберта Родригеса в молодые годы). Сказать о режиссере мне в общем-то нечего, разве что после просмотра я поближе ознакомился с его дискографией и по сей день переслушиваю некоторые треки.

В главной роли - Джулия Сара Стоун, малоизвестная, но крайне талантливая актриса. Ее персонаж - молодая девушка, страдающая от кошмаров и ночных видений. В поисках спасения и легкого заработка она принимает участие в эксперименте по изучению сна, проводимом в некоем институте.

Кадр из х/ф "Кошмары"
Кадр из х/ф "Кошмары"

Остальной актерский состав задействован в ролях персонала этого научного заведения. Среди них хочется особенно выделить немногословного Кристофера Хизерингтона, играющего главу института, и Лэндона Либуарона в роли молодого ученого и любовного интереса главной героини. Стоит заметить что персонажи "Кошмаров" действительно выглядят как профессионалы своего дела, в отличие от тех же "исследователей" из "Прометея".

Кристофер Хизерингтон, кадр из х/ф "Кошмары"
Кристофер Хизерингтон, кадр из х/ф "Кошмары"

Операторская работа плавно погружает нас в интерьер загадочного института, навивающего теплые воспоминания о дебюте Дэвида Кроненберга "Стерео".

Картина разделена на главы, названные в честь архетипов бессознательного, выделенных Карлом Густавом Юнгом в его "теории архетипов". Режиссер делает акцент на пяти структурных элементах коллективного бессознательного: персона, анима, анимус, самость и тень. Следуя из концепции Юнга, "персона" являет собой ту часть нашей личности, которую мы выставляем напоказ, наше "лицо". "Анима" и "анимус" представляют из себя женскую часть психики мужчины и мужскую часть психики женщины соответственно. "Самость" - предстает в виде своеобразного "ядра личности", первообраза. "Тень" - подавленные психологические установки личности, непризнанные сознанием из-за их контраста с его собственными представлениями о себе.

Рассматривая картину через призму теории Юнга, первая обретает совершенно новые краски, полностью согласовываясь с неожиданным поворотом в самом конце.

ДАЛЕЕ СПОЙЛЕРЫ! Настоятельно советую посмотреть фильм и дочитать.

Кадр из х/ф "Кошмары"
Кадр из х/ф "Кошмары"

Таинственная фигура, появляющаяся в кошмарах главной героини (и ряда добровольцев, также принимающих участие в эксперименте), очевидно, представляет из себя "Тень". Стоит заметить, что персонажам она является только во снах и в эти моменты вызывает у первых панический страх. Именно такие же последствия встречи с "Тенью" выделяет и Юнг в своей работе "Архетипы коллективного бессознательного".

Главная героиня, находясь на деле в длительной коме, медленно познает свое "внутреннее я". Постепенно она все глубже проникает в собственное бессознательное, после чего, наконец, принимает его "темную сторону". В заключительной героиня и вовсе отращивает клыки, после чего смотрит на себя через зеркало, во все времена считаемое метафорой дуализма.

Спасибо вам за внимание и хорошего вам кино!