«Вариант» — историческая часть продолжения «Мальчика». Именно так Олег Стрижак охарактеризовал свою книгу.
Напомню, в роман «Мальчик» входит два текста — художественный и документальный.
А в «Варианте» текст один — философско-исторический труд.
В 2000—2007 годах он выходил в Петербурге отдельными выпусками. Издать книгу полностью у автора просто не было возможности.
И вот теперь, благодаря издательству «Городец», вышла первая полная версия произведения.
Стрижак называл «Вариант» романом. Но, если уж смотреть объективно, это совершенно документальная вещь, при том написанная весьма оригинально — без частей, глав, абзацев, точек. Перед нами большое историческое полотно. Авторское осмысление русской истории.
Парижская газета «Кензен литтерер» так писала о «Мальчике»: «Россия не перестает вглядываться в себя: Олег Стрижак в своей манере приводит тому убедительное доказательство». Эти слова вполне можно отнести и к «Варианту». Автор вглядывается в историю, пытается её осмыслить...
Повествование идёт без начала и конца. Текст берётся ниоткуда. Три точки и пошло. Будто слушаешь передачу с того момента, в который включил. Это несколько дезориентирует. Но разве в жизни так не бывает?
...Книга начинается с исторической справки о Бадаевских складах в Ленинграде, которые сгорели в ночь на 9 сентября 1941 года вместе с 3 000 тонн муки и с 2 500 тонн сахара. Далее следуют уже человеческие потери при бомбёжке госпиталя. И идёт последовательное изложение событий начала осени 41-го.
По различным знакам и записям видно, что текст как бы правит издатель. Мы получаем текст в тексте, рукопись в руках издателя. О чём эта рукопись?
Начиная с Великой Отечественной в Ленинграде, автор движется по большому, путанному лабиринту исторических событий разных времён. И даже одной, нашей, страной не ограничивается. Изложение хаотичное: Балтийский флот в 17-м, Троцкий в 18-м, Жданов и Ворошилов в 41. Спорные исторические личности, спорные исторические моменты... Одно так ловко перетекает в другое, что перестаёшь верить своим глазам. Возвращаешься, перечитываешь в надежде поймать эту грань, где произошёл переход. Но... тщетно.
Стрижак писал то, что его, не историка, но феноменально образованного человека, волновало. Причём, насколько я понимаю, на полную историчность не претендовал. Автор явно болел историей, глубоко ею интересовался, вглядывался и имел своё видение по многим вопросам. Когда это понимаешь, удивление по поводу обильности, непрерывности, безакцентной монотонности, то есть формы романа, притупляется.
Я представляю себе Олега Стрижака, который сел напротив меня и начал разговор за жизнь свой рассказ. И остановиться не может. И с жаром перескакивает с одного на другое, потому что его всё волнует, всё хочется успеть сказать. Но это лишь моё вИдение...
Куда мне до Стрижака, такими знаниями истории я не владею. Смутить меня объёмом информации, формой её подачи оказалось легко. Гении — они такие гении... Но вглядеться в себя, свою историю, прошлое и настоящее, никогда не поздно. Даже если сделать это непросто...
ℹ️ О КНИГЕ
- Автор: Олег Стрижак
- Название: «Вариант»
- Издательство: «Городец»
- Серия: «Книжная полка Левенталя»
- Современная отечественная проза
- Обложка/бумага: твёрдая/офсетная
- Количество страниц: 560
- Масса: 650 г