Между заборами нашего и соседнего домов шла асфальтированная дорожка, которая сразу же после этого круто спускалась к круглому пруду с островом «Пятачку», и затем, по мосту через реку Сетунь к заводам КМЗ (Кунцевский механический завод), «Иголка» и многим другим.
Обычный день начинался гудками заводов в шесть-половину седьмого. Первая смена начиналась в 7 утра. По этой дорожке на заводы торопливо шли толпы мужчин и женщин от улицы Артамонова, Ватутина, которые пытались еще доспать на ходу. Меня всегда поражала тишина, в которой шли люди утром.
Вторая асфальтированная дорожка шла под обрывом, по которой к заводам шли от Инициативной улицы. Перед мостом через Сетунь, обе дорожки сливались и дальше люди шли непрерывной толпой.
Сейчас это совсем заброшенный мост, как и дорожки
Помните фотографию двух девушек на сарае в предыдущей публикации?
Дуб, на фоне которого они фотографировались в 2005 году еще был. Я нашел фотографию из моего архива.
В часа в два дня на заводы шла вторая смена. Она была гораздо меньше по количеству людей и более говорлива.
Ближе к четырем первая смена шла домой. Люди шли расслаблено и громко переговариваясь. Некоторые из них уже были навеселе или искали, где бы распить ее, родную. Летом природа предоставляла множество возможностей. Во-первых, можно было посидеть на берегу «Пятачка», выпить, закусить, а заодно и искупаться. После этого в силу вступал естественный отбор: слишком пьяные в горку по дорожке подняться не могли. Погорлопанив немного, они засыпали на пару часов, а потом «свеженькие» предпринимали вторую попытку отправиться домой
Во-вторых, вид «с оврага» (я не знаю, почему это называлось «оврагом» - это был скорее обрыв) на долину реки Сетуни завораживал. Наш дом стоял на краю обрыва и за забором оставалось лишь узенькое место для тропинки. Зато, если вы по ней прошли, было несколько укромных местечек под вековыми дубами, чтобы посидеть, глядя вдаль, и помечтать. Или пощекотать нервы на тарзанке, прыгнув над обрывом.
В-третьих, можно было посидеть на лавочках у «святого источника», прямо под этим обрывом. Кто-то из коряг сделал скульптуры вокруг него, поставил лавочки.
А вот на другой стороне обрыва был прекрасный склон с природной террасой. Это стало любимым местом для посиделок для местных и для проходящих.
В общем, летом было прекрасно. А вот зимой иногда эта дорожка превращалась в западню.
Зимой дорожка и спуск регулярно очищались от снега и посыпались шлаком. Но при сильных снегопадах приходилось брести между сугробов. Еще хуже было в неожиданный гололед – вверх можно было подниматься только подтягиваясь за поручни вдоль дорожки.
Я с этой дорожкой вниз хорошо знаком – меня таскали в детский сад, который находился рядом с заводом. Очень часто зимой маме приходилось затаскивать меня и себя в горку.
А вот ребятам на Козловке было отлично! Но об этом – в следующий раз.
С уважением,