Электромобильная компания №1 продолжает "встраивать" оригинальные инженерные решения в мировой автопром, двигаясь вперёд своим собственным путём.
К 2020-2022 годам стало очевидно, что энергетических возможностей существующей инфраструктуры зарядных станций уже недостаточно. Назрела потребность в качественно иных системах для высокоскоростной "заправки" тяговых батарей легковых авто и не только.
Исторически на этом поле конкурировали несколько концепций с разными протоколами, кабельными сборками, коннекторами и, соответственно, эргономикой.
О последнем всерьёз стали задумываться в последние годы, когда разработчики представили архитектуру следующего поколения для кардинального апгрейда CHAdeMO, CCS и GB/T.
Взгляните на фото ниже: как вам такой зарядный пистолет для Megawatt Charging System (MCS)? Взрослому человеку с трудом удаётся держать его в руках, так что к удобству пользования есть определённые вопросы. Причиной тому физика: пришлось не только нарастить сечения токопроводящих жил, но и добавить контур жидкостного охлаждения для отвода излишков тепла.
MCS развивает задел евростандарта CCS и создан для обслуживания коммерческого электротранспорта с батареями повышенной ёмкости, поэтому максимальная отдача не ограничивается 1 мегаваттом.
Параллельным курсом продолжается совершенствование китайско-японского аналога под названием Ultra-ChaoJi, являющегося продуктом совместной деятельности Ассоциации CHAdeMO и State Grid Corporation of China. Те же характерные черты супермощной зарядки: "монструозного" вида коннекторы, толстые кабели и полное отсутствие какой-либо совместимости с разъёмами предыдущих версий.
Очевидно, далеко не всех устраивает такое положение вещей 😉 Команда Илона Маска собралась с духом и представила... North American Charging Standard (NACS)!
По сути это прямой наследник проприетарного Tesla Supercharger, "прокаченный" до ~900 кВт без ущерба обратной совместимости. Важно, что с первого дня он доступен всем автопроизводителям в качестве открытого стандарта.
На картинке выше приведено сравнение геометрии штекеров CCS (вариант Combo 1 для американского рынка) и NACS, дающее наглядное представление об их существенных отличиях.
Второй гораздо компактнее благодаря тому, что полностью сохранён фирменный слим-дизайн образца 2012 года без радикальных изменений внешней формы. Даже визуально такая реализация выглядит привлекательнее, не говоря уже о других важных преимуществах.
Особый акцент сделан на универсальность: поддерживаются батареи с рабочим напряжением до 1000 вольт, а пиковое значение по номинальному току превышает 900А. При всём этом не требуется охлаждения зарядного кабели входного порта на стороне машины!