Все знают, что логопед «этот тот человек, который поставит вам буковку РЭ». Без сомнения поставит! Но время идет, науки развиваются, не отстает и логопедия. Теперь мы можем не только «буковки» ставить, но и предотвратить развитие нарушений прикуса.
В первую очередь нужно сказать, что зубочелюстная система не формируется сама по себе. Она неразрывно связана с костями черепа, мышцами лица и…правильным типом глотания. Да-да, глотать тоже нужно правильно!
До прорезывания молочных зубов у всех малышей инфантильный тип глотания и узкое высокое твердое небо. При таком типе глотания активно задействованы мышцы щек, губ и языка. Язык выполняет лишь функцию направления молочного потока в ротоглотку. Согласитесь, для такого массивного мышечного органа малозначительная роль..
Все меняется, когда появляется прикорм. Подключается процесс пережевывания пищи и язык начинает помогать: формирует пищевой комок, продвигает его к ротоглотке. Активно задействуются жевательные мышцы, мускулы дна полости рта – это приводит к видоизменению твердого неба. Под воздействием вышеупомянутых мышц оно расширяется, опускается и создает оптимальное положение для правильного формирования прикуса.
Но бывает так, что прикорм введен поздно, либо неправильно. Ребенок долгое время употребляет мягкую пищу, редко жует. Тогда переход от инфантильного к соматическому типу глотания не происходит. Соответственно функция языка сформирована неверно -> мышцы плохо работают -> твердое небо не деформируется -> нарушается прикус.
Вот тогда-то приходит на помощь логопед
Именно этот специалист будет формировать правильный тип глотания. При своевременной коррекции это позволит избежать очень многих проблем, связанных с прикусом. До 5 лет есть большая вероятность исправить ситуацию с помощью миофункциональной коррекции (упражнений с логопедом). После 5 лет логопед работает вместе с ортодонтом.