Вас заставляли в детском саду пить молоко? Вы в детский сад ходили? Вы в курсе, что яркое весеннее солнце, отраженное ослепительно сверкающим снегом сильно портит зрение? Особенно маленьким детям. Плюс зимняя нехватка витаминов, очень плохо влияет на подрастающие организмы малолетнего контингента северных регионов нашей Великой Родины. Как вам известно, территория России состоит из районов Крайнего Севера и приравненных к ним регионов, практически на 70% своей площади. Конечно там проживает не самая большая часть населения страны, но в общем и целом, народу немало. В Советские времена проживало в разы больше. Вот об этом мне бы и хотелось сегодня поведать. Обещаю — будет интересно, а в оконцовке даже весело. Стараюсь каждый свой рассказ разбавлять юмором, дабы вам, дорогие читатели, было не скучно. Ну-с, приступим…
В семидесятые годы прошлого столетия повезло мне, тогда еще малолетним ребенком проживать с родителями на Чукотке. Сто километров от берега Северного Ледовитого океана, города-порта Певек. Прииск по добыче оловянной руды, Штокверковая Геологоразведочная партия — поселок с двумя детскими садиками, школой, больницей и клубом. Население свыше трех тысяч человек! Я ходил в детский сад, потом пошел в школу и так и доучился в ней, чуть ли не до самой Армии. За околицей поселка была ферма на которой содержалось дойное стадо крупного рогатого скота. Не помню сколько точно, но не меньше трех десятков коровок, дававших свежее натуральное молоко. Да, вы не ослышались! Каждый день в магазин привозилось несколько бидонов - «фляг» в просторечии, свежайшего, натурального коровьего молока. Не восстановленного из порошка, а выдоенного из живой коровки.
Хочу обратиться к тем, кто склонен критиковать Советскую Власть и КПСС, руководивших тогда нашим Советским Союзом: Вот так «плохие» коммунисты заботились о здоровье населения. В магазине молочко стоило 36 копеек за один литр (да, не дешево, по сравнению с «материком»), зато в школах и детсадах выдавалось бесплатно по стакану в день, каждому ребенку. В школе до самого десятого класса, а не только малышам. Правда давали его кипяченым и нравилось это далеко не всем. Я до сих пор терпеть не могу кипяченое молоко, а сырого могу выпить хоть литр за раз.
Вы представляете себе, что значит содержать дойное стадо в условиях Крайнего Севера, где холодно только три месяца, а остальные девять — очень холодно! Пастбищ в тундре нет по определению. Корова — не олень, ей сено подавай хоть каждый день, ей зерно требуется, овощи или, хотя бы очистки от овощей, иначе она молока давать не будет. Она будет голодать, скучать и мычать. Значит, о чём, бишь, мы тут…? О сене!
Сено на Чукотку завозилось пароходами. Корабли СевМорПути каждый год, в навигацию, помимо продуктов питания, доставляли сотни тонн сена для содержания сельского хозяйства маленьких ферм с дойными коровками. Не всегда удавалось обеспечить необходимое количество полностью, и тогда с каждого предприятия выделялось по нескольку человек, умеющих обращаться с косами. Бригады косарей вывозились в районы рек с заливными поймами. Там худо-бедно разрастались некие луга с довольно высокой травой, которую и предстояло покосить, собрать, высушить и сдать заготовителям для хранения и доставки на фермы.
Естественно происходило это в короткие летние месяцы, когда на Чукотке бывает настолько тепло, что можно иногда в июне-июле прогуляться без телогрейки. И это не хохма. Снег посреди лета — далеко не редкость!
С Певекской геолого-разведочной Экспедиции командировали пятерых «добровольцев» на сенокос. Из них двое было молодых ребят — практикантов. Молодые геологи после Свердловского Геолого-разведочного Института. Не знаю, умели ли они пользоваться косой, но граблями грести — ума много не надо. Трое остальных — старые северяне, прошедшие не одну сотню верст по сопкам и тундре. Со специфическим чувством юмора и солеными шутками на грани фола. Эти мужики работали в Экспедиции по два десятка лет вкупе с различным контингентом, в том числе и имевших не лады с Уголовным Кодексом, вставшими на путь исправления. В семидесятых годах на Чукотке было еще очень немало людей, сосланных в годы ГУЛАГа и их близких. Кому-то уехать было некуда, кому-то Север стал Родиной не номинально, а официально и по сердцу. В общем социум еще тот…
Пару дней отработали ударно, нагребли три хороших стога. По вечерам варили похлебку из каши с тушенкой, плотно ужинали и после завтракали этой кашей поутру. Поллитровая бутылка спирта (Питьевой 95%) на всех вечером. Студенты, что удивительно, пили мало и удалялись в свою палатку на двоих, сразу после ужина. «Старики» еще долго сидели у костра, попивали чифирок и развлекали себя, как умели.
В очередной вечер старожилы, как всегда, допивали спирт, чай и негромко переговаривались. Один подмигнув другому, поинтересовался: — Тушенки много еще осталось? Вездехода неделю ждать! Что жрать будем?
— По старой схеме, — отвечал второй. — Студентов на мясо пустим. Помнишь как в прошлом году? Того жирного неделю ели.
— Да... Видать, так и придется. Не евражек же ловить? Да их тут и нет, надо на сопку идти. Студента по-тихому заколбасим, второму скажем, что в Певек сбежал. Второго можно потом, или лучше, сразу обоих. Одного пока в мерзлоте сохраним. Что лишний раз пачкаться?
Третий собеседник закашлялся, чтобы подавить смех. Покрутил пальцем у виска, дескать, «не переборщите с шутками», а вслух сказал — Может, всё-таки вездехода дождемся? Пусть еще поработают, ведь самим потом за всех вкалывать.
— Ну ладно, недельку потерпим, а к субботе одного точно закабаним. Свежачка очень хочется…
В палатке практикантов была такая тишина, будто там никого вообще нет. Ну устали ребятишки, спят без задних ног… Вход в палатку к костру, тыльная глухая сторона палатки в сторону трассы Певек-Комсомольский. Пару верст по голой тундре до трассы и еще до Певека верст 70…
Напрасно называют Север Крайним, ты увидишь, он — бескрайний! Я тебе его дарю!
Утром напрасно звали старые балбесы молодых практикантов к завтраку. Тыл палатки был взрезан от верха донизу острым ножом. Спальники были на месте. Рюкзаков и молодых геологов простыл след. Глупо бы было…
А вы не сбежали бы после такой радиотрансляции «до и после полуночи»?
Всем добра и счастья! Берегите себя! Мойте руки! И подписывайтесь на мой канал.