Если сравнивать комиссара Танци со знаменитым «Грязным Гарри», то персонаж Клинта Иствуда рискует показаться образцом вежливости и обходительности. Итальянский полицейский, который стал основным персонажем фильма 1976 года «Рим, полный насилия», является выражением всевозможных некорректностей.
Он вообще не выбирает средства. Лупцует подозреваемых, применяет оружие при первой же удобной возможности, вызывает испуг даже у собственного начальства. Хотя едва ли надо было ожидать иного героя в рамках ставшего популярным в Италии жанра, известного как еврокрайм.
Это не было каким-то отвлеченным порождением мятущегося творческого ума. Еврокрайм стал отражением реальной жизни, пресловутых «свинцовых семидесятых», когда итальянские улицы превратились в настоящее поле битвы, а время было названо «свинцовым» по количеству пуль, впущенных на указанных улицах.
Длящаяся почти десятилетие затяжная герилья вобрала в себя криминальных типов самых разных мастей: мафиози, деятельных каморристов, налетчиков, которых нередко было сложно отличить от боевиков радикальных политических группировок, прочих почти неидентифицируемых и неклассифицируемых бандитов.
Едва ли надо удивляться тому, что в Италии появился спрос динамичный и жестокий криминальный жанр, который пришел на смену спагетти-вестерну. Хотя это не мешало режиссерам творить в разных направлениях. Сначала - еврокрайм с грабителями ювелирных магазинов; затем – джалло с душителями в черных перчатках, почём зря изводящих хорошеньких девиц.
Если говорить об обретших относительную известность «многостаночниках», то в первую очередь надо упомянуть Умберто Ленци, которого в итоге даже приглашали творить «за океан» (вспоминайте наш недавний рассказ о фильме «Добро пожаловать на каникулы»). Хотя в данном случае учитывались в первую очередь триллеры и фильмы ужасов, снятые этим режиссером.
Свой знаменитый еврокрай м «Рим, полный насилия» Ленци как бы выводил из ленты иного режиссера, а именно, Марино Джеролами, снявшего годом ранее «Жестокий Рим». В указанной версии более важно, что роль решительного полицейского комиссара была поручена Маурицо Мерли. В итоге полицейскому лишь поменяли имя. Бетти переименовали в Танци.
В любом случае актер в подобном ампул обрел огромную популярность, став одним из символов еврокрайма. Он появляется в вольных продолжениях «Рима» - фильмах «Банда Горбуна» и «Циничный, подлый, жестокий». А также у иных режиссеров, снимавших полицейские боевики: «Рука с пистолетом», «Полицейский без страха», «Железный комиссар» и т.д.
Лично мы обратили внимание на другого актера Томаса Милиана, сыгравшего двуличного и неуправляемого горбуна Винченце Моретто. Здесь явно есть перекличка с джалло, где использован в качестве типологического образца Квазимодо, только его превратили в негативного персонажа, сделав выражением антиэстетизма.
В сиквеле «Циничный, подлый, жестокий» того же самого актера «распрямили» и сделали весьма привлекательным гангстером по кличке «Китаец», хотя коварство оставили на прежнем уровне. Впрочем, в подобных фильмах вообще редко есть кто-то положительный, если не считать «невинных жертв из массовки».