В последнее время все больше и больше возрастает количество психогенных заболеваний, которые встречаются не только у взрослых людей, но и у детей. К психогенным заболеваниям можно отнести пограничные состояния и нервно-психические расстройства личности. Основные и наиболее распространенные причины возникновения психогенных расстройств вообще – это различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек, психотравмирующие события, разнообразные «жизненные потрясения» и т.д.
Можно практически уверенно сказать, что дети и подростки являются наиболее уязвимой категорией лиц в вопросе, в котором рассматриваются психогенные заболевания. Это объясняется тем, что именно те дети, находящиеся под воздействием среды, в которой они рождаются, воспитываются и живут, наиболее подвержены различным стрессогенным и психотравмирующим событиям.
На сегодняшний день проблема психогенных заболеваний не только у детей, но у взрослых имеет ряд нерешенных вопросов. Например, не до конца определена грань разграничения неврозов и реактивных состояний. И, действительно, проблема психогенных заболеваний у детей имеет множество открытых вопросов. Например, спектр проявления клинических форм тех же самых неврозов крайне широк и разнообразен, что в значительной степени может затруднять не только психологическую, но и психиатрическую диагностику.
Очень важно, также, отметить и тот факт, что возникновение и развитие психогенных заболеваний именно у детей очень тесно связано с возрастом ребенка, сопровождающимся кризисными периодами. И именно кризисные периоды могут протекать довольно болезненно для самого ребенка и характеризоваться повышенной уязвимостью психики к внешним, стрессогенным факторам и обстоятельствам.
Основные клинические формы психогенных расстройств:
1. Психореактивные состояния - к ним относятся и психогенные реакции, и реактивные состояния, и психогенные развития личности.
2. Неврозы – к ним относятся невротические реакции, (собственно неврозы), и невротические развития личности.
Психогенные заболевания (психогении; психогенные реакции; реактивные состояния; психогенные развития личности) – это обратимые расстройства психической деятельности, возникающие в ответ на воздействие психической травмы и подчиняющиеся определенным закономерностям клинического оформления, течения и исхода.
При описании психогенных расстройств нельзя не раскрыть такие основополагающие понятия, как стресс и депривация.
Стресс - сильное эмоциональное напряжение.
Депривация - дефицит возможности удовлетворения биологически и социально значимых потребностей. Пояснение этих понятий крайне важно, так как именно они определяют основные механизмы развития психогенных расстройств у детей и подростков.
Разнообразные воздействия на психику ребенка начинаются значительно раньше, чем само понимание этих воздействий. Это значит то, что уже с самого рождения на ребенка оказывают влияние самые разнообразные стимулы – как положительные, так и отрицательные.
В результате, если у ребенка не удовлетворяются базовые эмоциональные потребности, то это, также, может быть причиной возникновения у него в будущем психогенных заболеваний, ведь уже с раннего детства малыш усваивает разнообразные социальные нормы. И усваивает их, живя в своей семье. В семье он усваивает социальные роли и функции, нормы поведения и коммуникаций, и в зависимости от того, какая это семья – у ребенка и будет формироваться определенный тип поведения и реагирования на стрессовые ситуации.
Частота встречаемости и характер психогений сильно зависят от возраста ребенка, а также от кризисного возрастного периода ребенка.
Рассмотрим более подробно эти зависимости:
Невротические реакции - Кризис 6-7 лет – Старший дошкольный и младший школьный возраст (5-10 лет).
Психогенные развития личности – Кризис переходного возраста – Младший, средний и старший подростковый возраст (11-18 лет).
Неврозы – Кризис ранней юности и позднее – Юношеский возраст и позднее (18 лет – и позднее).
Кроме того, интересным и показательным является то факт, что психогении в детском возрасте чаще встречаются у мальчиков, в подростковом и старшем возрасте – у девочек.
Значение психогений очень велико не только потому, что они являются самыми частыми заболеваниями у детей и подростков, но и в связи с тем, что они часто оставляют след в психике ребенка, а при неблагоприятной динамике способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими, а также являться выражением других, более тяжелых психических заболеваний.
Гурьева В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков. Москва,1996 г.
Ольга Богданова, https://vk.com/psychologist_o.n.bogdanova
https://t.me/psy_obogdanova
Автор: Богданова Ольга Николаевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru