Найти тему
Катехизис и Катарсис

Заглянуть в запретное

Оглавление

Еврейские штучки

 Сошествие Пауэрса с небес. Роспись потолка вокзала Екатеринбург-пассажирский
Сошествие Пауэрса с небес. Роспись потолка вокзала Екатеринбург-пассажирский
 Scout в полёте. Отсюда
Scout в полёте. Отсюда

Ливанскую войну 1982 года средства воздушной разведки встретили в состоянии многолетней стагнации. Огненно прерванный полёт Пауэрса стал для авиации сигналом не соваться в самые защищённые, а значит и самые интересные места. И «суперсамолёт» SR-71 был столь же уязвим, как «небесный тихоход» U-2, а не сбивали его лишь потому, что он не нарывался. Беспилотные разведчики в то время были похожи на ракеты — они летели по программе, которая выводила их в заданный район с весьма сомнительной точностью. Потом им нужно было вернуться, более-менее мягко сесть на парашюте, дождаться спасательную команду, которая извлечёт фотоплёнку. Долго, дорого, ненадёжно. Авиацию активно теснили спутники, но время их пролёта известно противнику, и замаскироваться от них проще простого. Что там ещё... барражирующие вдоль границ радиоразведчики, дрейфующие аэростаты, «заблудившиеся» пассажирские лайнеры — всё это обеспечивало лишь малую долю желаемых стратегических сведений. Новых красок в это серенькую картину привнесла операция «Медведка 19» в долине Бекаа. Израильские «Скауты» и «Мастифы» выглядят, как творчество заигравшихся авиамоделистов, но вёрткость и малозаметность делает их крепким орешком для столь лихо «валивших» U-2 С-75 и даже более современных систем сирийцев. Более того, демаскируя позиции противовоздушной обороны (ПВО), дешёвые беспилотники обеспечивают её разгром. Ведущие авиационные державы не могли пройти мимо эдакой аномалии.

-3

RQ-5 Hunter - совместная американо-израильская разработка

-4

«Локхид» MQM-105 - одна из первых американских попыток сделать БЛА «израильского типа». Неудачная

«Скауты» и «Мастифы» были просты и стоили три шекеля, но главная их «изюминка» — обмен информацией с командным пунктом в режиме реального времени. Картинка с телекамеры непрерывно передавалась оператору — он мог изменить маршрут, увидев что-нибудь интересное, даже подождать развития событий, покружив над целью, а мог немедленно доложить «наверх», где не дожидаясь окончания полёта и расшифровки информации, отдавали приказ на ракетный удар. Гибкость и оперативность авиаразведки вышли на принципиально новый уровень. Десятилетием ранее заокеанские ракеты-разведчики AQM/BQM-34 (показавшие себя весьма уязвимыми) вдохновили израильтян на создание беспилотных летательных аппаратов (БЛА), а теперь американцы вынуждены сами перенимать у них опыт — так рождаются тактические «дроны» RQ-2 и RQ-5. Национальные же беспилотники поначалу не радуют. Между тем, их актуальность растёт с каждым годом: соцблок катится к развалу, что с одной стороны, окончательно превращает в страшную сказку ядерную войну с применением «суперсамолётов», а с другой, разжигает целую россыпь локальных конфликтов, где БЛА «израильского типа» самое место. Однако американские военные на аппетит не жалуются: вдобавок к «игрушкам» им подавай большие аппараты, которые могут часами висеть над интересующим районом и даже, как в славные «допауэрсовские» времена, шастать по глубоким тылам. От артиллерии и переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) их спасёт большая высота полёта, а «нормальные» зенитные ракеты вполне могут их «увидеть» и достать — с этим тоже надо что-то делать.

-5

Gnat-750ER над Ираком, 2004 г.

-6

RQ-1A, вооружённый ракетами «Хеллфайр II», взлетает с а/б «Таллил», Ирак, 2004 г.

В январе 1990 г. Объединённый совет по контролю за снабжением вооружённых сил (JROC) обосновал потребности задач (mission need statement — насколько я понимаю, проект технического задания) «средств разведки, наблюдения и целеуказания с большой продолжительностью полёта», а три года спустя одобрил трёхуровневую структуру парка крупных (с «самолётным» взлётом и посадкой) БЛА. Каждый «уровень» (tier) создавался вслед за предыдущим, учитывая полученный опыт. Главным различием был радиус действия. Первый уровень представлял аппарат Gnat 750, способный удаляться от оператора всего на 267 км — ближний радиус, как он есть. Но пролететь он со своей продолжительностью нахождения в воздухе до 48 часов мог в десятки раз дальше — ограничивала аппаратура связи. Более длинным «поводком» обладал второй уровень. Фирма «Дженерал Атомикс» развила успех Gnat-750, создав на его основе знаменитый RQ-1 Predator. Пожалуй, именно эта машина превратила «дроны» из локального ближневосточного «мема» во всемирный символ высокотехнологичной войны. Югославия, Афганистан, Ирак, Йемен, окрестности «стран-изгоев» — распространение «Предэторов» без исключений соответствует географии сколь-нибудь серьёзной активности американской военщины. Радиус действия превысил тысячу километров при сокращённой до суток продолжительности полёта — лишнее свидетельство того, что главный параметр «дронов» определяется дальностью связи, а не литрами топлива в баках. RQ-1 стал родоначальником целого семейства БЛА с широчайшей областью применения. Он же первым приобрёл ударные функции. У нас слово «дрон» нынче ассоциируется скорее с «Байрактаром», у украинцев — с «(Те)Геранью», в остальном же мире главным хищником бесчеловечного неба остаётся Predator и его модификации.

На Tier III свою успешную разработку «Дженерал Атомикс» при всём желании смасштабировать бы не смогла. Взять хотя бы моторы: и на Gnat-750, и на RQ-1 стояли обычные «Ротаксы», соответственно, на 65 и 115 л.с. — на некоторых мотодельтапланах и то мощнее. Третий уровень подразумевал работу в стратосфере над территориями с организованной ПВО — какой уж тут поршневой двигатель! Да и в целом от «авиамодельного» подхода надо было вернуться к «серьёзной» авиации. Однако Комитет по военной науке, в очередной раз проанализировав требования, сделал вывод, что удовлетворить их не получится в любом случае, а излишне универсальный летательный аппарат окажется «золотым». Поэтому третий уровень поделили на два: Tier II+ и Tier III- — под каждый из которых создавался свой самолёт. Парк БЛА получался смешанным, и в случае неудачи одного из типов американцы не оставались без стратегической беспилотной системы. Важно понимать, что эта пара не совсем классическая «маленький-дешёвый + большой-страшный», как, например, F-16 + F-15 или МиГ-29 + Су-27. Многие требования к Tier III- были мягче, чем к Tier II+: ему задавалась меньшая дальность и намного меньшая продолжительность полёта, вместо радара с синтезированной апертурой и станции инфракрасной и оптикоэлектронной разведки ему предстояло нести либо то, либо другое... По большому счёту, он превосходил Tier II+ лишь в выживаемости при противодействии ПВО. Соответственно разделялись и их роли: «традиционную» машину не предполагалось использовать там, где есть что-нибудь серьёзнее ПЗРК, а в пекло широкомасштабных боевых действий и территорий с организованной ПВО лез бы аппарат уровня «три с минусом», выполняя около 20% миссий смешанного парка. Для обеих систем фирма Raytheon разрабатывала общий наземный сегмент (common ground segment), синтезирующий планирование миссии, управление ею, связь и обработку данных.

-7

Окончательный вариант техзадания на RQ-3 и RQ-4. Цифры некруглые из-за перевода американских единиц измерения в человеческие

-8

Эмблема Skunk Works на борту самолёта Х-44А, о котором мы ещё поговорим

Требования Tier II+ удовлетворил RQ-4 Global Hawk, который внешне отдалённо смахивает на «Хищника» и не сильно уступает ему в популярности. Создание же «сложного» БЛА без конкурса поручили кооперации «Боинга» и «Локхид-Мартина». Первая фирма проектировала консоли крыла, вторая главенствовала в дуэте, компонуя фюзеляж и интегрируя аппарат воедино. Оно и не удивительно: ещё от самостийного «Локхида» корпорации досталось подразделение Skunk Works (можно перевести как «вонючая фирма» и ещё кучей разных способов), традиционно занимавшееся новаторскими проектами. Клэренс «Келли» Джонсон основал его в 1943 г. под разработку Р-80 «Shooting Star», ставшего первым серийным реактивным истребителем США. В портфолио «скунсов» затесались и легендарные самолёты-разведчики U-2, A-12 и SR-71 — продолжить эту славную династию предстояло беспилотному RQ-3 Dark Star.

Падение тёмной звезды

-9

План-график RQ-3 и RQ-4 по состоянию на середину 1994 г.

Обоснование концепции и предварительные проработки RQ-3 велись с конца 80-х гг. Их посчитали достаточными для того, чтобы резко ужать сроки законтрактованных опытно-конструкторских работ: принятые летом-осенью 1994 г. план-графики наметили первый полёт уже на конец следующего года, причём программу испытаний предстояло тащить всего двум опытным образцам. Знакомство с небом более «традиционного» «Глобал Хока» предусматривалось лишь в 1997 г. А в 2000 г. обе системы должны были пойти в серию и эксплуатацию. Впоследствии дата первого полёта сдвигалась всё дальше вправо; росли и расходы: максимум финансирования «Дарк Стара» планировался на 1995 г., дальше предполагалось, что «само поедет», но ненасытная «тёмная звезда» норовила превратиться в чёрную дыру для бюджета. В 1997 г. траты на неё составили $44 млн., почти втрое превысив план, а всего на RQ-3, не считая общего с RQ-4 наземного сегмента, улетело $333 млн. (в ценах 1994 г.) — в полтора раза больше, чем по плану. Важно понимать, что «Дарк Стар» (и «Глобал Хок» тоже) буксовал не столько из-за технических трудностей, сколько из-за новых управленческих моделей взаимодействия заказчика и подрядчика с чрезвычайно широким пространством для творчества, оставленным проектантам. Техническое задание, по сути, представляло собой бумажку с желательной высотой и продолжительностью полёта, а также стоимостью серийного экземпляра — $10 млн. в ценах 1994 года. Новые виды оружия, новые методы ведения войны — всё это требовало и создавать технику по-новому, и далеко не всегда было ясно, как именно.

-10

Отличия процессов создания тяжёлых БЛА от традиционных методов

-11

Взаимодействие «Дарк Стара» с наземным сегментом

Главным фактором выживаемости RQ-3 в условиях активного противодействия ПВО должна была стать малая заметность. Достигалась она скромными размерами: длина втрое меньше, чем у «Глобал Хока», размах крыла — почти вдвое. Дополняли их специальные меры в духе V поколения боевой авиатехники, в первую очередь, аэродинамическая схема «летающее крыло», которая относится к малоотражающим формам. Первый «стелс»-самолёт пыталась создать ещё во время Второй Мировой «Зондеркоманда» братьев Хортен; впоследствии американцы заметили, что бомбардировщики YB-49 и Vulcan дают на радарах «истребительную» отметку. Скрытность «летающих крыльев» обеспечивается, главным образом, отсутствием стыков фюзеляжа с крылом и оперением, которые являются уголковыми отражателями, возвращающими радиолуч напрямую к его источнику. Этим их свойством воспользовались при создании бомбардировщика Northrop B-2 Spirit, ознаменовавшего возрождение интереса к подзабытой экзотике.

-12

«Удав проглотил шляпу»: RQ-3 в музее ВВС США

Аэродинамическая схема «Дарк Стара» не стала неожиданностью, но форма в плане оказалась странной. Для дозвуковых бесхвостых самолётов характерно стреловидное крыло — оно способствует лучшей устойчивости и балансировке с меньшими аэродинамическими потерями. Реже встречаются нестреловидные крылья с широкой корневой хордой и небольшим удлинением — они благоприятны для компоновки. Создатели RQ-3 пошли, казалось, самым нелогичным путём — их крыло было прямым с большим удлинением и короткой хордой. Аэродинамические характеристики, кто спорит, шикарны, но как им управлять, как впихнуть в его контур необходимые агрегаты? Проблему управления разработчики, по всей видимости, надеялись решить быстродействующим автопилотом. «Вместилищем» же работал уплощённый фюзеляж, выступавший за передние кромки консолей широким полукругом. Странно выглядели и «рубленые» законцовки, которые не только ухудшали аэродинамику, но и увеличивали заметность для радаров. Киля, как весьма «блестящего» элемента, не было — самолёт поворачивал, раскрывая аэродинамический тормоз на конце одной из консолей. Чем надеялись обуздать путевую неустойчивость — тайна великая. Революционным «ноу-хау» стало активное подавление первого тона аэроупругих колебаний крыла при помощи элеронов.

-13

Компоновка аппаратуры

Центроплан формировался вокруг двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД) Williams FJ44-1A тягой 862 кгс, что в разных модификациях применяется на множестве «бизнес-джетов». Стеснённые габариты фюзеляжа-центроплана вынудили взять ТРДД с относительно небольшой степенью двухконтурности, то есть не самый экономичный. Воздух к нему поступал через лобовой заборник без слива пограничного слоя, а тягу создавало сопло плоской формы — оно не так заметно в инфракрасном диапазоне, как осесимметричное. По бокам от мотора размещалось два аппаратурных отсека: в одном система автоматического управления, в другом — целевое оборудование весом 1000 фунтов (454 кг). Последнее представляло собой либо радар с синтезированной апертурой фирмы «Northrop Grumman Electric Sensors and Systems», либо систему оптического наблюдения от «Recon Optical». Унификация по посадочным местам достигалась монтажом аппаратуры на легкосъёмных палетах. Сложные миссии предполагалось выполнять двумя аппаратами со взаимодополняемой «начинкой».

-14

Здесь видно, насколько далеко назад вынесено шасси - а ведь это RQ-3A после модернизации!

Передние кромки центроплана и консолей заострили. Дозвуковому самолёту это не нужно и вредно, ибо повышает индуктивное сопротивление. Но на острых кромках происходит дифракционное рассеяние падающего радиолуча, так что они практически непременный атрибут «стелсов». Весьма странно спроектировали шасси со сдвинутыми далеко назад основными стойками. Плечо рулей, и так небольшое, относительно колёс было совсем никаким, поэтому подорвать перегруженную переднюю ногу на взлёте — очередная пытка для системы управления. Я прямо вижу, как её создатели рвут на себе стремительно седеющие волосы, кроя последними словами тех, кто выдумал эдакий облик. Может быть, более опытный проектант или аэродинамик скажет, что всё там было продумано, а я просто задним умом мудрствую, но мне и вправду непонятны многие проектные решения — как будто под изделие сразу заложили сразу несколько мин замедленного действия.

-15

RQ-3 отличались компактностью

Их тиканье явственно слышалось уже во время продувок модели в боинговской аэродинамической трубе. Аэродинамическая сила, создаваемая центропланом на крейсерских режимах полёта, оказалась неожиданно большой. Проблему решили проставки, с помощью которых консоли прикрепили к центроплану под углом 2°. 1 июня 1995 г., на два месяца раньше планового срока, «Дарк Стар» торжественно выкатили из цеха, но вопросов к нему накопилось столько, что с первым полётом не спешил ни заказчик, ни подрядчик. Например, не оправдывало себя очередное нововведение в виде коммерческой (гражданской) элементной базы — её всё равно приходилось модернизировать. Лишь в начале 1996 г. удалось выполнить рулёжки, в ходе которых беспилотник разгонялся до 145 км/ч. Для отрыва нужно было добрать ещё 20 км/ч, но тесты на этих скоростях проводить не стали, ибо программа серьёзно выбилась из графика, а на него команда разработчиков буквально молилась.

-16

RQ-3 в Центре Драйдена NASA, 1995 г. Фото Тони Лэндиса

29 марта 1996 г. RQ-3 впервые полетел. Несмотря на кажущийся успех, зловещее тиканье приобрело громкость набата: в конце разбега возникла продольная раскачка машины, из-за которой даже разгон замедлился. Вскрылась и ошибка имитационных моделей, вызванная неправильным определением момента тангажа в продувках. Инженеры били тревогу, но у менеджеров был график. «Скунсы» успели подкорректировать алгоритмы системы управления и немного изменить методику взлёта. 22 апреля «Дарк Стар» во второй раз поднялся в небо, но очень ненадолго: прогрессирующие колебания продолжили развиваться после отрыва, стали неуправляемыми и привели к катастрофе.

-17

RQ-3A в полёте, 29 июня 1998 г.

Гром грянул, и как водится, сразу всплыли интересные подробности. Первопричиной катастрофы стали резонансные колебания системы «земля-шасси-аппарат», которые контур управления не мог погасить в принципе. Шасси явно спроектировали неправильно, но перенос основных стоек вперёд повлёк бы за собой переделку всего аппарата. Да и не только в колёсах было дело. Срыв потока на острокромочных консолях происходит на углах атаки всего 5°, при этом выдвинутый вперёд центроплан продолжает «нести», неуправляемо затягивая аппарат на запредельные углы. Организация работ показала себя абсолютно бездарной и, по сути, предопределила падение «звезды». В полном соответствии со старым анекдотом («милая, подержи верблюда»), следование графику стало более важным, нежели результаты его выполнения. На выявленные в первом полёте серьёзные проблемы попросту «забили», не дав инженерам даже времени в них разобраться. Испытательная команда тоже была совершенно не готова к развитию событий.

Во весь рост встали и пороки самой концепции. Её формировало нездоровое число организаций — куча структур Минобороны, DARPA, «фирмачи», — которые не вполне понимали, что же они хотят сделать: демонстратор технологий или полноценный боевой аппарат. RQ-3 застрял в полупозиции: он вроде бы должен был воевать, но «экономия на спичках» делала его боевую ценность сомнительной. «Дарк Стар» не был всепогодным и обладал очень узким диапазоном режимов. Вероятность успешного полёта оценивалась в 0,995 - каждый двухсотый заканчивался бы аварией. Заказчика это поначалу не смущало: военные соглашались «закапывать» аппарат после 50 часов налёта. Оно и понятно: только что кончилась холодная война, к новой реальности никто ещё не привык — было непонятно, какой уровень потерь дорогостоящих аппаратов нормальный. В результате «перестарались» — в отчёте DARPA признаётся, что с такой (не)надёжностью, отказо(не)безопасностью и эксплуатационной (не)технологичностью RQ-3 сойдёт за летающую лабораторию, но он однозначно не боевая машина, даже не прототип.

-18

29 июня 1998 г.: RQ-3A взлетает после двухлетнего перерыва

И всё-таки программу продолжили, даже заказали ещё два «Дарк Стара» вдобавок к одному оставшемуся. Было полностью перепроектировано шасси — теперь аппарат разбегался носом чуть вниз, а переднюю стойку оснастили подсмотренным на велосипедной схеме механизмом вздыбливания. Заново проведено имитационное моделирование и большое количество рулёжек вплоть до отрыва, в очередной раз переписаны алгоритмы управления и изменена методика взлёта, операторов в хвост и в гриву гоняли по аварийным ситуациям. Делать икону из графика было уже поздно, и третий полёт RQ-3 состоялся лишь 29 июня 1998 г. Он показал, что до конца проблемы с продольной раскачкой решить не удалось. А заказчик, похоже, извлёк из «Дарк Стара» все необходимые уроки и потерял к нему интерес. 29 января 1999 г., спустя 20 дней после пятого полёта второго экземпляра, программа была закрыта. Все построенные БЛА рассовали по музеям. Третий и четвёртый RQ-3A в небо так и не поднялись.

Подопытный хорёк

-19

Чертёж БЛА-ЛК из патента «Локхид-Мартина»

В 1996 году фирма «Локхид-Мартин» получила патент на внешний облик беспилотного «летающего крыла», который теперь уже можно назвать классическим. Несущая поверхность явно делилась на центроплан шестиугольной формы и две стреловидные консоли. Сильно утолщенный по оси симметрии центроплан играл роль рудиментарного фюзеляжа – в нём помещалась большая часть агрегатов. Консоли же обеспечивали необходимое аэродинамическое качество и моментные характеристики. Передняя кромка крыла выполнена без изломов, ибо стреловидности центроплана и консолей совпадали, задняя же «ломалась» дважды: центроплан имел обратную стреловидность, консоль – прямую, а потом вновь обратную, образуя большую треугольную законцовку. Углы совпадали с точностью до знака, передняя и задняя кромка были параллельны. Это делалось для снижения заметности: все кромки отражали радиолуч строго в одном направлении, поэтому в каждом азимутальной квадранте был один угол (перпендикулярный кромкам), дававший всплеск заметности, при отклонении от него отметка резко гасла. Если самолёт летел примерно в сторону радара, то на больших расстояниях он все лучи отражал в сторону. Кроме того, падающий луч рассеивался на острой законцовке.

-20

Под индексом Х-44 (без букв) проектировался совсем другой самолёт - экспериментальный вариант F-22 «Раптор» без вертикального оперения

Вскоре после закрытия RQ-3 «скунсы» спроектировали экспериментальный БЛА Х-44А. Углепластиковый аппарат был примерно вдвое меньше «Дарк Стара»; облик в целом соответствовал патенту, но центральное утолщение «похудело», а воздухозаборник и сопло получили треугольную форму. «Пламенным сердцем», скорее всего, стал ТРДД Williams F112, а неубирающееся шасси намекает на малоскоростной характер испытаний.

-21

X-44A в Музее ВВС

-22

Острая законцовка снижает заметность БЛА для радаров

-23

Вид сзади

X-44A взлетел в 2001 г. Американцам не свойственно наглухо секретить свои чудеса техники, и новый самолёт презентуют публике, самое позднее, при выкатке из цеха. Так было с RQ-3, а вот Х-44А стал исключением. Пять лет назад, когда я собирал сведения о подобных аппаратах для диссертации, можно было уже кое-что накопать о более поздних и вполне боевых RQ-170 и RQ-180, а о самом существовании сугубо опытного самолётика ходили лишь туманные слухи. Публике его показали только в 2018 г. на авиашоу «Los Angeles County», без всяких пояснений. До сих пор непонятно, сколько он летал, что исследовал, какие характеристики были получены. Журналисты полагают, что после финиша основной программы его привлекали к испытаниям посадочных систем по программе палубного беспилотника.

-24

P-175 Polecat во всей красе

-25

Жизнеописание Р-175

В конце 2003 г. «Локхид-Мартин» на свои средства начал разработку нового прототипа Р-175 Polecat. Благодаря освоенной аэродинамической схеме и отсутствию согласований с заказчиком уже через 18 месяцев опытный образец был готов подняться в небо. Подобное Х-44А «летающее крыло» имело размах 27 метров и массу 4100 кг. В центроплане стояло два двигателя Williams FJ44-3E по 1360 кгс. Предполагается, что Р-175 обошёлся без нестойких и увеличивающих массу машины радиопоглощающих покрытий, делаясь целиком из радиопрозрачных и радиопоглощающих конструкционных композитов. Их отверждение происходит при температуре менее 70°С, что позволило отказаться от крупногабаритных автоклавов. На «Хорьке» обкатывались новые технологии скоростного производства цельнокомпозитных конструкций, а также динамика беспилотного «летающего крыла» на больших высотах. О ходе испытаний открыто не сообщалось, как и о достигнутых характеристиках. В любом случае, лётная программа была выполнена лишь в малой степени, ибо 18 декабря 2006 г. самолёт разбился.

-26

Вид сбоку тоже весьма эффектный

Согласно заявлениям «Локхид-Мартина», в катастрофе повинна система безопасности, которая при потере сигнала управления должна немедленно уничтожить аппарат, дабы он не натворил дел, улетев в населённые районы или к оживлённым воздушным трассам. В данном случае «кнопка мертвеца» сработала ложно в штатном полёте. Восстание машин пока остаётся фантастикой, зато самоубийство они вполне освоили.

-27

А что это тут у нас завалялось?

Р-175 был куда более публичной «персоной», нежели Х-44А, но и вокруг него хватает тумана. На спутниковых снимках завода до недавнего времени хорошо просматривались недостроенные «Хорьки» – видимо, изначальные планы предусматривали несколько прототипов. Журналисты полагают, что их приберегли для испытаний авиационного боевого лазера. В ноябре 2020 г. самолёт, похожий на Р-175, был сфотографирован над Калифорнией.

Часовой, ставший шахидом

-28

X-45A (J-UCAS) в полёте сразу после запуска крылатой ракеты

Обжегшись на новаторском RQ-3, американцы, очевидно, решили идти к цели мелкими шажками. Разработки «Локхид-Мартина» дали опыт в области аэродинамической компоновки и принципов управления высотными «летающими крыльями». Полезной оказалась и программа J-UCAS – «объединённая (ВВС+ВМФ) беспилотная ударная авиационная система», — в рамках которой построены экспериментальные самолёты X-45A и X-47A. При некоторой внешней схожести с Х-44А и Р-175, это прототипы аппаратов совсем другого назначения — в нашей терминологии, беспилотных боевых комплексов (ББК), к коим относится и «Охотник-Б». Они предназначены для нанесения ударов по фронтовой полосе, являясь аналогами, например, Су-24. По сравнению с разведчиками, у них меньше дальность, гораздо меньше продолжительность полёта, выше скорость (хотя всё равно дозвуковая) и манёвренность, а главное — они способны применять вооружение.

-29

RQ-170 взлетает с авиабазы «Ванденберг»

В общем, можно было уже возвращаться к «третьему уровню», даже без «минуса», но американцы ограничились «промежуточным» самолётом RQ-170 Sentinel, о коем до сих пор известно очень мало. По всей видимости, его испытания стартовали 2005 г., а два года спустя появились фотографии RQ-170 в Кандагаре — тогда он уже вовсю трудился на шпионской ниве. Журналисты оценивают серию в 20...30 экземпляров. «Сентинел» летал, как минимум, над Афганистаном, Ираном и КНДР. Он принимал участие в отслеживании Усамы бин Ладена перед его ликвидацией. Но настоящая слава к нему пришла в 2011 году, и едва ли его создатели о такой славе мечтали.

-30

Судя по кадрам из иранского документального кино, RQ-170 плюхнулся где-то в пустыне, и то ли развалился при жёсткой посадке, то ли был разобран для облегчения эвакуации

-31

Ахмадинежад смотрит на RQ-170 как-то недовольно, свирепо и в то же время грустно и с недоумением

4 декабря пропала связь с RQ-170, который вёл разведку ядерных объектов Ирана. Поначалу американцы полагали, что он сбит, иранцы заявляли то же. А потом на государственном телевидении Ирана прошёл репортаж — на вид целёхонький RQ-170, обвешанный пародийным американским флагом с черепами вместо звёзд и тряпкой с белой надписью: «Мы растоптали Америку». По наиболее распространённой версии, получаемый «дроном» сигнал спутников GPS при помощи системы радиоэлектронной борьбы российского или белорусского производства был подменён фальшивкой, приведшей его на вражескую территорию. Красивая версия оставляет немало вопросов, например, куда смотрела не подверженная помехам инерциальная система наведения. Приземление вышло жёстким, и RQ-170, как минимум, подломил шасси. Обгадившись на военно-техническом фронте, администрация Обамы продолжила на дипломатическом. Иранцы настаивали на извинениях, бывший вице-президент Дик Чейни призывал разбомбить место, где держат секретную машину. Казалось, ничего глупее придумать нельзя, но Обама смог: он попросил (!) вернуть «потеряшку». Иранцы бились в экстазе.

-32

Рендер RQ-170. В обтекатели на верхней поверхности крыла убираются колёса шасси, возможно, в них размещаются и антенны спутниковой связи

Облик планёра RQ-170 близок к таковому у Х-44А и Р-175, но, как ни странно, разработчики не заморачивались со «стелс»-технологиями: кромки не параллельны, сопло осесимметричное и не заэкранировано крылом, довольно высокое входное устройство и, похоже, никаких пилообразных обечаек люков. Аналитики полагают, что упрощения сделаны, дабы секретные технологии не достались врагу — если это так, то разработчики оказались весьма дальновидны. Интересна решётка на воздухозаборнике: она-то, похоже, предназначена для снижения заметности, больше как будто не для чего. Она может поглощать падающий луч и переотражать его после попадания на компрессор, но входящий поток теряет на ней энергию, ухудшая характеристики мотора, а значит и самолёта — прежде всего, дальность. Официальные лица не раскрывают лётные данные или хотя бы тип двигателя, но, будучи «промежуточным» решением, RQ-170, похоже, не дотягивает до Tier III ни по дальности, ни по продолжительности полёта, ни по высотности.

-33

Оригинал и копии - теперь под взглядом аятоллы Хомейни

-34

Атака клонов

-35

Биньямин Нетаньяху с куском «Шахида-191»

Таким образом, иранцам достался не самый высокотехнологичный продукт. Но они выжали из него всё возможное, создав целую линейку БЛА точь-в-точь похожих на RQ-170 — заявляется о шести типах беспилотников с поршневыми и реактивными двигателями и размерностью от 15% прототипа у первого экспериментального образца до полноразмерного «Шахида-171». Что-то более-менее конкретное известно о трёх моделях. Saegheh-1 – относительно небольшая машина с поршневыми двигателем, размеры реактивного Saegheh-2 («Шахид-191») составляют примерно 60% от RQ-170, наконец, упомянутый «Шахид-171» – внешне точная, вплоть до решётки воздухозаборника, его копия. Но при всём уважении к иранскому авиапрому (теперь-то глупо его недооценивать), характеристики у продукта «обратной разработки» наверняка намного ниже. Иранцы могут повторить конструктивно-силовую и аэродинамическую схему, но им недоступен ряд технологий, ибо линии по производству лопаток компрессора и турбины ТРДД и выклейке крупногабаритных композитных конструкций вместе с самолётом-шпионом не прилетели. Зато, в отличие от мирного американского «Часового», вся эта братия может нести управляемые бомбы. И она уже понюхала пороху в сирийском конфликте, а по заявлениям американского Белого дома, «Шахидами» активно интересуются российские военные.

Белый призрак

-36

После снятия с вооружения SR-71 в воздушной разведке США образовалась вакансия

-37

RQ-4 Global Hawk оказался куда удачнее «Дарк Стара», вот только работать в условиях противодействия ПВО он не может

Вопрос о всепроникающем стратегическом БЛА с каждым годом вставал всё острее, несмотря на широкую и разнообразную номенклатуру самолётов-шпионов у США. «Глобал Хоки», глубоко модернизированные U-2, радиоразведчики на базе гражданских машин - вся эта техника может эффективно покорять лишь «разрешительные» воздушные пространства (permissive environment): либо помогать лояльным правительствам (Афганистан, Ирак) душить повстанцев-голодранцев, либо заглядывать на территорию недружественных стран, летая вдоль их границ и не нарываясь на ПВО. Если у «голодранцев» появляется более-менее тяжёлое вооружение или системы радиоэлектронной борьбы, воздушное пространство переходит в категорию «спорных» (contested environment), эффективность разведки резко снижается, потери приобретают нежелательный масштаб. А чтобы стать «запретной» (denied environment) страной, не обязательно иметь современную систему ПВО — U-2 сбивали отнюдь не С-500, что уж говорить о каком-нибудь «Бичкрафте». Ей достаточно быть нормально организованной и достаточно насыщенной - тогда одиночным дозвуковым целям, каковыми являются самолёты-разведчики, придётся весьма туго. После распада соцлагеря в Белом доме, видимо, почивали на лаврах, развивая только «разрешительные» средства. Это оказалось большой ошибкой: качественной ПВО обладают не только Россия и Китай, но и Иран с КНДР, а парой «Буков», достаточных для «оспаривания» среды, запросто могут обзавестись и бандформирования. Последним самолётом, способным работать в условиях противодействия ПВО был SR-71, снятый с вооружения в 1998 г., а десять лет спустя даже распоследние «голуби» понимали, что малоуязвимый небесный шпион — это не роскошь, а насущная необходимость для страны, которая хочет совать свой нос туда, куда не звали.

-38

Долгое время основным источником информации об RQ-180 было расследование журналистов «Aviation Week». На обложке, разумеется, рендер

-39

Ещё один рендер. По утверждениям аналитиков, форма RQ-180 оптимизирована для снижения заметности в широком диапазоне радиоволн

В отличие от предшественников, он создавался на основе конкурса проектов с довольно неожиданным результатом: съевший собаку «Локхид-Мартин» проиграл «Нортроп-Грумману». По косвенным признакам журналисты полагают, что опытный экземпляр построен в 2008 г., а два года спустя на военных и промышленных объектах, включая «Зону 51» возводятся подходящие по размерам ангары. Однако до сих пор, спустя семь...девять лет после возможного принятия на вооружение, нет никакой официальной информации о «вундерваффе». Всё, что мы до недавнего времени знали о нём — это результаты журналистского расследования «Aviation Week», которые могут оказаться «дезой» от А до Я. Но ничего лучше у нас нет. Даже само название RQ-180 ввели журналисты, «экстраполировав» RQ-170, но вроде бы их догадку подтвердил командующий разведывательной авиацией ВВС США генерал-лейтенант Боб Отто. Корни нового разведчика растут из программы J-UCAS, в рамках которой «Нортроп» прорабатывал варианты ББК Х-47С с размахом крыла до 52 метров — как у межконтинентальных бомбовозов типа В-52 и Ту-95. RQ-180 поскромнее — размах около сорока метров, — а по лётно-техническим характеристикам, видимо, соответствует «Глобал Хоку» отличаясь от него малозаметной формой. Разработчики назвали её cranked kite – «коленчатый воздушный змей». Центроплан и консоли у неё ещё более обособлены, нежели у Х-44А и Р-175, поскольку стреловидности кромок не равны. Центроплан имеет стреловидность более 45°, а длинные консоли без сужения — 15...30°. Заметность у такого крыла, по идее, чуть выше, зато, согласно заявлениям разработчиков, форма может «масштабироваться и адаптироваться» под летательные аппараты разного назначения. «Коленчатым», но с другим соотношением частей крыла был экспериментальный ББК Х-47В; возможно, такую форму получит и бомбардировщик В-21 Raider, хотя на публикуемых рендерах передняя кромка у него обычно без излома. Для высотного разведчика «адаптируемость» — это возможность сделать консоли очень большого удлинения, не увеличивая центроплан, в отличие от локхидовских запараллеленых кромок, которые не позволяют наращивать удлинение без переразмеривания площади крыла.

-40

Ещё один «арт» предполагает довольно большую стреловидность крыла

Ещё одним заявленным достижением стала ламинаризация пограничного слоя на большей части консолей — если не вдаваться в физику, воздух обтекает крыло упорядоченными слоями, что снижает сопротивление, но добиться этого на стреловидном крыле с острыми кромками очень сложно. Верхнерасположенный воздухозаборник представляет собой довольно узкую щель без традиционного клина слива — пограничный слой выталкивается распределением давлений на специально спрофилированной поверхности центроплана. Сопло плоское и тоже экранируется планёром.

-41

P-175? RQ-180? А может быть китайский Н-20?

В прошлом году споттеры запечатлели над Филиппинами неизвестный самолёт. Согласно расхожей версии, это RQ-180 и есть, но в таком случае построения журналистов «Aviation Week» ошибочны, и он имеет переднюю кромку без излома, два двигателя и вообще напоминает Р-175. Таким образом, про RQ-180 мы ничего достоверно не знаем. Ни размеров, ни технических подробностей, ни тем более лётных характеристик. Мы не знаем, какие к нему предъявлялись требования и удалось ли их выполнить. Не исключено, что это очередное промежуточное звено на пути к какому-нибудь RQ-190, а возможно и вовсе дорогостоящий провал. Вокруг беспилотного стратегического разведчика напущено столько тумана, а рождался он в таких муках, что вполне соблазнительна интерпретация, мол, «нутупыыые» раз за разом спускают деньги на мертворожденные прожекты. Но вряд ли она верна.

-42

Концепт «хорькообразного» RQ-180

 Лётно-технические характеристики американских тяжёлых БЛА. Сугубо предположительные
Лётно-технические характеристики американских тяжёлых БЛА. Сугубо предположительные

Американцы замахнулись на принципиально новую систему, требующую радикального изменения подходов к проектированию, эксплуатации, управлению жизненным циклом. Столь новаторская техника не растёт на поле чудес, сколько не посыпай его деньгами. Она физически не может появиться в стране, где разгромлено высшее образование, вылетели целые производственные цепочки, львиная доля выделяемых на новые разработки средств уходит в накладные расходы, а технология, что и в лучшие времена не блистала, за последние тридцать лет только деградировала. Чудес не бывает — сначала необходимо поправить вот это вот всё, и уже потом браться за разработку передовой военной и гражданской техники. К ней поведёт не прямая ровная дорожка, а еле заметная тропа, петляющая среди ям, канав и буреломов, в которых застрянет не один амбициозный проект вроде «Дарк Стара». Но результат того стоит: подобные метания создателей управляемого ракетного оружия стимулировали развитие системного анализа и смежных дисциплин, без которых проектирование чего угодно нынче немыслимо. Наверняка через некоторое время в обиход прочно войдут и методики, появившиеся на мучительном пути от RQ-3 к RQ-180. Ну а сам RQ-180, возможно, тихо парит в 20 километрах над вами, пока вы читаете эти строки.

Автор - Иван Конюхов