Зачем праздники нужны детям, понятно – это важный положительный стимул для благополучного развития психики, для того, чтобы ребенок научился правильно воспринимать время, чтобы не имел психологических травм и проблем, мешающих ему и другим людям вокруг него нормально жить. Но зачем эти праздники нужны взрослым, давно осознавшим, что чудес не бывает, особенно сейчас, когда вся наша жизнь превратилась практически в непрерывное горе и страдание?
Как-то я уже рассказывала историю о винтажной сумочке, дарственная надпись на которой датировалась декабрем 1918 года. Казалось бы, до сумочек ли было зимой этого года в Москве или Петербурге, когда на кону стояли вопросы явно куда более насущные? Тем не менее, факт остается фактом – и в это время люди в своих потребностях не ограничивались нижней ступенью пирамиды Маслоу. Вот и в сериале «Мистер Селфридж» даже в разгар Первой мировой жизнь продолжается – хоть и пришлось женщинам стать грузчиками вместо ушедших мужчин, они по-прежнему заботились о своем внешнем виде и не пренебрегали покупкой приятных мелочей.
Речь, конечно, совсем не идет о шопоголизме или сверхпотреблении – и то, и то является симптомом того или иного личностного расстройства. Но в небольших покупках «для настроения» - то есть не обязательных и не входящих в перечень жизненно необходимых – нет ничего плохого. Наоборот, такие покупки, особенно когда они приурочены к празднику, являются важной частью самотерапии – приведении себя в психологическое равновесие, возвращении себе ощущения стабильности и уверенности.
Ни о стабильности, ни об уверенности в этом году, понятно, не идет речи – парадоксально, но сейчас самыми психологически пострадавшими являются люди с устойчивой психикой, зрелые, здоровые личности, наделенные эмпатией, добротой, состраданием и милосердием. Именно они сейчас испытывают самые горькие чувства, возвращаются по кругу к одним и тем же тревожным и печальным мыслям. Это время – тяжелое испытание для нормальных людей, и именно им сейчас важно остаться нормальными и пройти через все это с не слишком тяжелыми потерями.
И как раз-таки этим, нормальным, адекватным и эмпатичным людям кажется отвратительной мысль о том, что можно сейчас пойти и сделать для себя что-то хорошее. Для ребенка – еще ладно, он-то точно ни в чем не виноват и заслужил немного праздника этой зимой. Но самому себе что-то покупать, хлопотать о праздничных украшениях и угощениях – разве не кощунство это, не циничная насмешка над страданиями людей?
Нет, не кощунство и не насмешка – у вас будет гораздо больше сил оставаться сострадающим и вовлеченным, если вы сами себе сейчас как-то поможете. Вы прошли этот год в муках вины и невозможности на что-то повлиять и что-то исправить – так разве вы не заслужили хоть немного радости и отдыха от этих мыслей? Все мы знаем, что завтра будет новый день, который может принести еще немало плохого, и всех нас ждет еще немало таких дней. Так неужели эта жестяная коробка с печеньем сделает нас жестокими и бесчувственными? Не сделает, конечно, и ванильные свечи не сделают, и новая игрушка. А еще можно все это кому-то подарить – например, тем, кому сейчас еще хуже, чем вам, и вы об этом точно знаете.
Нет ничего плохого в том, что человек помогает сам себе, как может – тем самым он избавляет других людей от необходимости возиться с ним и помогать ему, сберегает этот ресурс для тех, кто сам помочь себе уже не в силах. И если вам от каких-то действий становится легче – надо это сделать. И если становится легче, когда вы думаете о празднике и готовитесь к нему – вы можете это делать, не испытывая чувства вины. Вы сберегаете таким образом себя и свои силы, а они, возможно, еще кому-то очень понадобятся.