Найти тему
artsy boy

Искусство и жизнь: Saint Laurent + Мондриан

В 1965 г. Ив Сен Лоран в своей осенне-зимней кутюрной коллекции отдал дань уважения абстрактному искусству, перенеся живопись Сергея Полякова и Пита Мондриана на лаконичные коктейльные платья А-силуэта. Идею 29-летнего кутюрье, "уставшего создавать скучные наряды для скучающих миллионеров", с энтузиазмом восприняли как редакторы модных журналов, так и клиентки. Платье "Мондриан" не только в одночасье стало хитом мира моды, но и открыло для широкой публики голландского живописца.

Жанлу Сифф, "Ив Сен Лоран. Париж", 1971 г. © The Estate of Jeanloup Sieff
Жанлу Сифф, "Ив Сен Лоран. Париж", 1971 г. © The Estate of Jeanloup Sieff
"Пит Мондриан голландский художник, известный благодаря своему геометрическому стилю с использованием прямых углов. Француз Сен-Лоран решил поместить эти "углы" на изгибы женской фигуры после того, как познакомился с работами художника в книге, подаренной ему матерью на Рождество".
The Miami Herald, 31 октября 1965 г.
Луи Дальма, "Мюриэль в платье "Мондриан" из коллекции От Кутюр осень-зима 1965-66", 1965 г. © Yves Saint Laurent / DALMAS/SIPA
Луи Дальма, "Мюриэль в платье "Мондриан" из коллекции От Кутюр осень-зима 1965-66", 1965 г. © Yves Saint Laurent / DALMAS/SIPA

Создавая свою коллекцию Сен Лоран хотел вырваться из буржуазной эстетики салонов высокой моды и обратиться к молодому поколению, как это уже сделали Мэри Куант, Пьер Карден и Андре Курреж. В тоже время, Ив хотел сохранить традиции высокой моды. Перенеся двумерную абстрактную живопись Мондриана в трехмерное платье, бережно сохраняя идею и колористику художника, Сен Лоран навсегда изменил связь моды и искусства, создав своего рода манифест.

Иллюстрации образов №77 и №80 коллекции От Кутюр осень-зима 1965-66 © Droits réservés
Иллюстрации образов №77 и №80 коллекции От Кутюр осень-зима 1965-66 © Droits réservés

Обманчивая простота минималистичных платьев испаряется при детальном осмотре творений. Материал был собран вручную, как мозаика. О стыках можно догадаться, только заметив разное направление нити на цветных прямоугольниках и черных лентах. Фрагменты ткани разных цветов сшивались внутренним швом, незаметным невооруженным глазом. И даже конструкция и крой — совсем не то, чем кажутся. Если присмотреться, можно увидеть, что плечики практически не касаются тела модели.

Фрагмент платья "Мондриан" из коллекции От Кутюр осень-зима 1965-66 © Droits réservés
Фрагмент платья "Мондриан" из коллекции От Кутюр осень-зима 1965-66 © Droits réservés

Крой, который позволял легко двигаться, и яркий дизайн платьев сразу же полюбились не только клиенткам Yves Saint Laurent, но и всем модницам своего времени, что породило огромное количество копий платьев в более доступном ценовом сегменте. Увидев заинтересованность публики в творчестве Пита Мондриана (которого до 1965 г. знали лишь в узком кругу искусствоведов) в 1969 г. в музее Оранжери была проведена первая крупная ретроспектива работ абстракциониста, а в 1975 г. произведения художника были добавлены в основную коллекцию центра Жоржа Помпиду.

Ив Сен Лоран и картина Пита Мондриана "Композиция с синим, красным, желтым и черным" (1922 г.), около 1980 г. © Droits réservés
Ив Сен Лоран и картина Пита Мондриана "Композиция с синим, красным, желтым и черным" (1922 г.), около 1980 г. © Droits réservés
"Мондриан — это чистота, которой никто в живописи уже никогда не сможет добиться. Работы Мондриана — шедевр XX века".
— Ив Сен Лоран.