Маркетолог — адвокат покупателя, который следит за тем, чтобы компания наилучшим образом удовлетворяла потребности своих клиентов, и могла хорошо на этом зарабатывать (это, кстати, выгодно и покупателю, потому что если компания, которая ему нравится, разорится, он не сможет покупать ее продукты в будущем). Ключевая компетенция, которую привносит маркетолог в бизнес, это умение взглянуть на него глазами покупателя.
Ричард Брэнсон, Основатель корпорации Virgin Group
Глобальная задача маркетолога — сделать так, чтобы все сотрудники компании понимали потребности клиента и на всех уровнях делали бизнес клиентоориентированным.
Так что же должен делать маркетолог?
У маркетолога есть две больших задачи. Первая — исследовать рынок, изучить потребности клиентов и сделать так, чтобы покупатель быстрее и дешевле для компании проходил путь от осознания потребности в продукте до покупки и надолго оставался с компанией. Вторая — управлять проектами, благодаря которым можно решить первую задачу, то есть руководить условными Настями и подрядчиками, согласовывать требования разных отделов внутри компании, добиваться выполнения KPI.
Начало истории Насти здесь
Если ваш бизнес — это не «полтора землекопа», то объем маркетинговых проектов может быть очень приличным. Он не по силам одному человеку, потому что у того не хватит ни сил, ни времени, ни узкоспециализированных компетенций. Не бывает так, чтобы один человек одинаково хорошо генерировал креативные идеи, общался с людьми, писал тексты, разбирался в юзабилити, аналитике, успевал делать все это руками и при этом его хватало на рутинные операции (ведь кто-то по-прежнему должен заказывать полиграфию и заносить данные в таблицы).
Даже небольшой сайт, если делать его по уму, вырастает в серьезный проект, который потребует от маркетолога, если он решит все делать своими руками, множества компетенций. А именно:
— Исследование покупательского опыта
— Копирайтинг и редактура
— Проектирование интерфейса
— Видеосъемка и фотография
— Веб-дизайн
— Веб-разработка
— SEO-оптимизация
— Бизнес-аналитика
Это только один проект, а у бизнеса их много. Например, разработать новый сайт, упаковать продукт на Геткурсе, разместить информацию о компании на сайте-агрегаторе, создать воронку на чат-боте и запустить таргетированную рекламу под неё - всё это 6 разных проектов, что составляет порядка 250-350 часов чистого времени в месяц, и если вы хотите, чтобы эта работа была закончена быстрее, чем через 2 месяца (при 8-часовом рабочем дне), нужна команда, а не один измотанный рутинными задачами маркетолог.
Отсюда напрашивается очевидный вывод: Один маркетолог в компании не воин!
Без команды, будь это штатные сотрудники или подрядчики, он далеко не уедет — великие дела в одиночку не делаются.
Как «организовать маркетинг»?
Чтобы успешно управлять digital-проектами маркетолог безусловно должен иметь хотя бы общее представление о дизайне, веб-разработке, бизнес и веб-аналитике, копирайтинге, SMM, SEO-оптимизации, рекламных каналах и проектировании интерфейсов. К тому же он должен быть превосходным исследователем, уметь общаться с клиентами, не бояться задавать вопросы и уметь координировать команды. Очевидно, что найти такого человека сложно. Начинающий маркетолог не справится. Опытный директор по маркетингу будет стоить от 150 000 рублей в месяц — небольшому бизнесу он не по карману. Что делать?
Оптимальный вариант — найти опытного директора по маркетингу на неполный рабочий день.
Этот вариант выгоден для всех. Бизнес получает опытного специалиста за приемлемые деньги. Опытный специалист интересную работу и гибкий график. Для простой и регулярной работы (заказать полиграфию, вести соцсети) в помощь директору по маркетингу можно нанять условную Настю (если работы мало, то на полдня), для сложных проектных работ (разработка сайта, фирменного стиля) или рутинных работ требующих специальных компетенций (контекстная реклама, seo-сопровождение) — привлечь агентство.
Важно помнить, что маркетингом в компании занимается не только маркетолог — обычно у многих сотрудников есть маркетинговая составляющая. Скажем, курьер, доставивший пиццу, благодарит клиента за заказ — это маркетинг. Наемный директор пиццерии ведет инстаграм — это тоже маркетинг. Уборщица говорит посетителям пиццерии «Что вы тут натоптали, ироды!» — тоже маркетинг, уж какой есть. Важно добиться, чтобы действия всех этих сотрудников были согласованы и работали на усиление бренда компании, а не ослабляли его.
Чтобы эта статья наверняка оказалась полезной, подумайте, какие маркетинговые задачи стоят сейчас перед вашей компанией и распределите их по исполнителям. Какие маркетинговые компетенции вы хотели бы развивать внутри компании, а какие для вас не очень важны или дешевле их получить за счет сторонних подрядчиков.
Например:
Задачи руководителя совместно с директором по маркетингу:
— Разобраться, какие клиенты в долгосрочной перспективе приносят больше прибыли
— Сформулировать позиционирование компании
— Составить план продаж / провести декомпозицию и забюджетировать расходы на маркетинг и рекламу и т.д.
Задачи для директора по маркетингу:
— Провести исследование рынка / интервьюирование клиентов и получить ответ на вопрос: «Почему они выбирают вашу компанию?»
— Организовать разработку сайта: узнать потребности всех подразделений, клиентов, найти подрядчиков
— Составить портрет ЦА и разработать digital-стратегию продвижения, чтобы передать её реализацию специалистам и т.д.
Сложные разовые проекты для агентств:
— Сделать сайт
— Разработать новую упаковку и т.д.
Регулярные задачи для агентств:
— Ведение контекстной рекламы
— Создание видеоматериалов и т.д.
Регулярные маркетинговые задачи для сотрудников:
— Сбор информации о ценах конкурентов
— Поддержание сайта в актуальном состоянии
— Постинг в соцсетях, согласно контент-плану и т.д.
Нерегулярные задачи для сотрудников:
— Организация акций для конечного потребителя
— Запуск новогодней распродажи и т.д.
Начинать эту работу по планированию маркетинговой деятельности компании нужно как раз сейчас, в ноябре-декабре. На основе этого составьте годовой маркетинг-план и двигайтесь исключительно в направлении продаж без отклонений от курса и распыления.
Заказать стратегическую сессию директора по маркетингу и совместно разработать маркетинг-план на предстоящий год можно прямо сейчас здесь
#маркетолог #ямаркетолог #тыжмаркетолог #историимаркетологов #историяизжизниодногомаркетолога #marina4erepanova