Никол Пашинян отказался подписать декларацию по итогам саммита ОДКБ в Ереване. Что бы это значило? Раскол в ОДКБ?
Автор Юрий Шумило
Когда распадался Советский Союз, распалась и единая безопасность пространств, увеличив таким образом опасность для каждого госсубъекта. Территориальные и этноконфессиональные противоречия между вновь образованными странами при деятельной поддержке извне обнажились. С этим надо было что-то делать.
В мае 1992 года собрались в Ташкенте руководители Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана и подписали документ о коллективной безопасности, положив начало деятельности региональной организации по этой самой безопасности.
В разное время в неё приходили и другие страны бывшего Союза. Кто-то заходил и выходил, как Азербайджан и Грузия, а Белоруссия зашла и осталась. Уходил и возвращался Узбекистан. Звали даже Украину, но те, как мы помним, однозначно предпочли кружевные трусики.
ОДКБ изначально была компромиссным, а стало быть, половинчатым образованием. Например, согласно уставу, задействовать силы ОДКБ в операциях на территории стран-участниц можно только для разъединения враждующих сторон, но никак не в боевых действиях.
Никак не регламентируются действия в случае противостояния между государствами – участниками ОДКБ. А такое происходит ныне у Киргизии и Таджикистана.
Но наличие организации хоть с какими-то механизмами взаимодействия лучше отсутствия таковой.
При нынешней общемировой турбулентности одновременно возрастает значение ОДКБ и риски, связанные с неадекватными порой действиями политического руководства стран-участниц.
Свежи в памяти январские события в Казахстане – президент Касым-Жомарт Токаев обратился с просьбой о помощи. Операция по вводу сил ОДКБ была проведена с невообразимой быстротой и успешностью. Спасибо со стороны казахского лидера прозвучало неискренне, а нынешняя его позиция вызывает вопросы.
И вот вчерашний отказ армянского премьер-министра подписать итоговую декларацию. Армения тоже собралась на выход?
Я связался с представителями армянского политического сообщества. Из главных претензий, которые выставляются России: в ОДКБ не обнаружено единства по поводу азербайджано-армянской войны, не станем искать ей эвфемизмов.
Находящиеся под очевидным влиянием Турции Казахстан и Киргизия Армению не поддержали. Но единства, если кто обратил внимание, нет и в НАТО. И тут вспомним недавнюю историю с залетевшими в Польшу ракетами.
Прошедший саммит действительно трудно назвать нашей победой, и армянские эмоции, с одной стороны, понятны. Но с другой, давайте вспомним о политике Армении последних лет. Любой, кто знаком с географией, легко определит Армению и Россию не ситуативными союзниками, а именно стратегическими. Ну нет у Армении других и быть не может. Чисто географически, не говоря про исторические и культурные аспекты.
Эмоции эмоциями, а сознание того, что Россия с Арменией навсегда, должно войти в головы армян. Противная точка зрения – суицидальна.
И давайте помнить, что, помимо ОДКБ, есть и другие, более действенные институты сотрудничества. ШОС и БРИКС, например.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.