Найти в Дзене

Задержка рейса, почему пассажирам не всегда говорят правду - рассказывает стюардесса

Есть хорошая поговорка: «Хочешь добраться быстро - лети на самолете, хочешь вовремя - езжай на поезде!».

Причин задержек рейса бывает несколько: погодные условия аэропорта прилёта или вылета, технические причины (неисправности самолета), позднее прибытие самолета (как следствие предыдущих), регламент аэропорта, евроконтроль, прочие причины, ну и, естественно, косяки наземных служб или лётных.

Самое неприятное для пассажиров, на мой взгляд, это отсутствие информации - люди придумывают её себе сами, делятся домыслами друг с другом, наращиваются страх и стресс, начинают нервничать, более того, ощущение замкнутого пространства аэропорта или борту воздушного судна сразу становится похоже на ощущение в клетке… Сижу как-то в «накопителе» аэропорта, вылетаю в командировку пассажиром. Уже на самолёт пора, и вижу, что самолёт-то стоит у телетрапа, но началом посадки на ВС и не пахнет… час, два, в итоге 5 часов просидели… у меня программа установлена была внутренняя, посмотрела кто экипаж, позвонила, спросила, в чем причина задержки. Оказалось, неисправность какая-то по лётной части, устраняют. Пассажирам же говорят в аэропорту что-то типа «рейс задержан решением авиакомпании, просим вас подойти в кафе за водой». Это такое обтекаемое понятие, попробуй скажи - техническая причина или неисправность - может вызвать и недоумение и страх, особенно среди аэрофобов, все-таки люди - не птицы… Я, когда сама выполняла рейсы и учила своих коллег, всегда говорила «согласовывайте с КВС единую информацию по причине задержки», чтобы не наводить панику на пассажиров разными версиями. Иногда сами отцы-командиры такое выдают в эфир, что лучше заранее их выслушать, а то и уговорить не предоставлять лишнюю для нежных ушей пассажиров информацию :))

Как-то сломался у нас в двигателе Airbus A320 какой-то элемент топливного насоса, стоим мы в Даламане (Турция), пассажиров уже посадили, чтобы лететь в Москву. Стоим, стоим… Кэп молчит. Захожу в кабину, предлагаю сказать пассажирам пару слов о причине простоя и планируемых действиях, и сообщить "обтекаемую" версию ожидания. А он мне: «Я пассажирам врать не буду!», и выдаёт:

- «Пассажиры, говорит командир. Тут у нас штучка одна в топливном насосе двигателя правого сломалась, щас турок придёт - отремонтирует! Не получится, так может ИЛ (86) с Анталии залетит вас заберёт - я не знаю. В общем, ждём»….

Я после этого говорю правдивому командиру: «А теперь я сюда, за бронированную дверь кабины, а Вы - в салон, разъяснять ваши доводы пассажирам». Нам повезло, пассажиры весёлые попались и просто посмеялись, а ещё спрашивали друг у друга: «мужики, есть тут инженеры? Пойдём, поможем турку штучку отремонтировать». И благо, неисправность была устранена быстро, меньше часа.

Был случай, когда в Хургаде у нас сломался самолёт ИЛ-86 - вытекала жидкость из гидросистемы, насколько я помню. Жидкость эта в Хургаде есть, а спец.машины, которая ее закачивает в самолёт - нет… Три часа, инженеры (были с нами в составе экипажа в командировке) шприцами из аптечки бортовой закачивали эту жидкость, бегая по стремянке туда-сюда, кое-как отремонтировали, готовы лететь. А пассажиры нам - «не полетим, самолёт сломан, вы хотите нас убить»… всегда смешно! и грустно.. ну да, вас убить, а мы, экипаж, бессмертные :)) Ещё 2 часа уговоров с представителями и командиром… и один из самых «удачных» моих рейсов - как они нас ненавидели и издевались, хамили, будто это мы виноваты в задержке, да и во всем вселенском зле…

При задержках рейса, ФАП-82 гарантирует пассажирам и обязывает перевозчиков оказывать ряд услуг. Но иногда бывает и так, что перевозчик не сильно стремится их выполнить, или физически не может. Одна из недавних задержек - тоже более 5 часов - вылет из аэропорта Элисты. Лайнер Суперджет - 100 при посадке словил двигателем птицу, часть лопаток двигателя, очевидно, была повреждена, КВС принял абсолютно грамотное решение не продолжать рейс. Ждали резервный борт. Работа представителей авиакомпании - очень тяжкий труд, более того, часть информации реальной им так же, как экипажу, просто нельзя говорить пассажирам.

Но очень смешно, когда ты «в теме», а тебе зубы заговаривают «через 20 минут резервный борт прилетит». Смотрю flight radar, а в воздушном пространстве самолетов этой АК близко даже и нет, и так 5 часов :) Все бы ничего, мы люди терпеливые и понимающие, правда здание аэропорта не отапливается, а на дворе март и +7 с дождем, покушать или попить кофе негде, доставка еды в Калмыкии не сильно развита. И информации никакой. Перевозчик, невзирая на ФАПы так ничего и не предоставил, так как нет в Элисте цеха бортпитания. На нет и суда нет :) А пассажирам уже было все равно - намучились и намерзлись, хвала небесам, летим! Бортпроводников кушать не стали, пару раз укусили только :) Поэтому, я всегда с собой беру хоть какую-то еду, чего и вам советую, с вашего позволения))

Из цикла "Литературные шалости стюардессы". Автор: gvozdika_flywithme