Следует уточнить, что это справочник по выживанию художника – члена профессионального Союза художников и никак иначе. Точнее, может быть и какие-нибудь нечлены жили неплохо, но это скорее исключение, чем правило.
Александр Крюков, художник, красавец мужчина, обеспеченный, женат, имеет сына. Когда-то в молодости участвовал в так называемой «бульдозерной выставке» неформальных художников, яростно бросался на бульдозер с фанерным плакатом наперевес, защищая право художника на самовыражение и демонстрацию своей творческой позиции. Теперь от прежнего Саши остались только воспоминания на старой восьмимиллиметровой пленке.
Анализ быта художника начнем с жилья. Шикарная квартира с огромной библиотекой, множеством комнат и дорогой старинной мебелью несомненно принадлежит жене Ирине, точнее – ее родителям. Детство Саши прошло совсем в других условиях. Кстати, я поинтересовалась, что же это за дом, который мне очень напомнил московский Дом на набережной. Оказалось, что это первый Дом Ленсовета, построенный в 1931 году на набережной реки Карповки специально для членов Ленинградского совета народных депутатов. Можно сказать – ленинградский «дом на набережной» - элитное жилье ленинградской номенклатуры.
Допустим в приобретении жилья Александр Крюков не участвовал. Но у него есть неплохая по тем временам машина, он ежедневно обедает в ресторане, пьет коньяк, напиток дорогой, он отлично одевается и вообще идет по жизни с гордо поднятой головой человека, уверенного в себе и знающего себе цену.
Надо сказать, что в советское время была такая могущественная организация, как Союз художников СССР, отделения которого были практически во всех республиках, а региональные подразделения – во многих крупных городах. Создана эта организация была в 30-е годы и цель ее была поддерживать профессиональных художников всех направлений в их созидательном труде на благо социалистической родины в деле воспевания завоеваний социализма и достижений строителей коммунизма. Попасть в Союз было непросто, тем не менее, организация была довольно многочисленной и те счастливчики, коим это удалось, могли не беспокоиться о хлебе насущном – союз помогал заработать на жизнь.
Члены Союза художников имели возможность получать самые разнообразные заказы начиная от создания картинок для конфетных оберток или комплекта плакатов по технике безопасности для завода и заканчивая масштабным оформлением какого-нибудь дома культуры или спорткомплекса.
Схема была такая: в Художественный фонд (важнейшее подразделение Союза художников, владеющее промышленными предприятиями, издательствами художественной направленности) приходили заявки от разнообразных заказчиков начиная от детских садов до крупнейших промышленных предприятий. У любого предприятия Советского Союза, будь то социальное учреждение или промышленный комбинат в бюджете была заложена определенная сумма «на культуру», которую необходимо было освоить.
Вот и шли заказы: на иллюстрации книг, на роспись стен в детских садах, или на копии картин известных художников для санаториев и столовых (несчастные «Девятый вал» или «Утро в сосновом лесу»), или на создание скульптурных портретов передовиков для металлургического комбината, и так далее, и тому подобное. Заказы распределялись между художниками и тут уж кому как повезет.
Герою фильма «Единожды солгав» крупно повезло. Он каким-то образом попал в обойму творцов, которые не корпят над открытками и фантиками. У него есть ценнейший друг Иван Степанович, человек могущественный, со связями, сейчас бы его назвали агентом или менеджером. Дядя Ваня, как его называет Александр в клювике приносит художнику крупные, я полагаю, многотысячные в рублевом эквиваленте заказы и имеет свой агентский процент.
В фильме дядя Ваня предлагает Александру сразу два очень выгодных заказа. Один из них – оформление Дворца металлурга в городе Новокоперск, работа года на два. Второй – поменьше, но тоже ничего себе - госзаказ на тему «Космос и человек», надо полагать цикл картин, воспевающих наши гигантские достижения по освоению просторов вселенной. Здесь понадобится командировка в Центр управления полетами, которая разумеется будет полностью за счет Союза художников.
Надо отметить, что Союзу художников с каждого заказа полагалось отчислять 2% прибыли.
Кстати, жена героя - Ирина тоже художница. По ходу дела как бы невзначай упоминается, что комиссия одобрила ее иллюстрации к детским сказкам, а иллюстраторы книг очень неплохо зарабатывали.
Теперь о выставках. Пробиться на выставку независимому художнику было крайне сложно. Картины должны были пройти несколько туров отсмотра в выставочном комитете. Все выставочные залы курировались тем же Союзом художников, а поэтому угадайте с трех раз чьи картины попадали на выставки в первую очередь? Кроме того, существовала цензура, поскольку выставки организовывались не для духовного обмена между художником и зрителем, а для пропаганды советского образа жизни и формирования положительного образа строителя коммунизма.
В фильме это показано лаконично и выразительно. Сцена, где некая дама обкомовского вида с цоканьем шагает по пустым залам и на несколько секунд остановившись перед картиной Крюкова «Комиссары» одобрительно говорит, что мол, смело, мне нравится и шествует дальше. Молодец Саша. Намалевал комиссаров с нимбами, ну не с нимбами, так, с легким сиянием вокруг головы и попал в десятку. Угодил и нашим, и вашим.
А картины наивного Стаса Лапшина, художника, честно пытающегося «делать искусство», отбор не прошли, поскольку они «чего-то там не отображают». Сразу понятно, что Лапшин – не член Союза и не станет им никогда.
Вот чего в фильме нет, так это упоминания о Домах творчества и творческих дачах, а жаль. Попасть туда можно было только по путевке от Союза художников. Два месяца художник жил на полном обеспечении с трехразовым питанием. Выдавались материалы и инструментарий для работы, предоставлялись мастерские. В итоге каждый художник должен был предоставить результаты своего творчества в качестве отчета. Дома творчества располагались в живописнейших местах: Юрмала, Хоста, Гурзуф, Сенеж, на берегу озера Иссык-Куль, на Ладоге и пр. Честно говоря, не знаю, существуют ли они сейчас.
К огромному сожалению в советском кинематографе очень мало фильмов о художниках. Практически нет. У меня на памяти еще только – «Портрет жены художника» и «На Верхней Масловке». Но это совсем про другое…
Ольга Мирная.
_________________
В статье использованы кадры из фильма "Единожды солгав" (1986 год).