«Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят…» (Лк. 23: 34).
Мы часто слышим, читаем, даже цитируем эти слова. И я не исключение в этом смысле.
Но о чем мы при этом думаем? О милосердии Спасителя, о том, что и мы должны по Его примеру молиться за причиняющих нам зло. И все это верно, ведь если мы даем злобе не только место в своем сердце, но еще и право власти над нами, то она убивает нас – сразу или со временем, лишая самой главной основы жизни – любви.
И только недавно я как-то особенно глубоко почувствовал, что за этой молитвой Христа стоит и что-то другое.
О ком шла речь в ней? О людях, пригвождающих Его ко Кресту. О тех, кто сделал все, чтобы предать Его этой страшной смерти. О тех, кто клеветал, обвинял, требовал от Пилата казни для Него, угрожая немилостью кесаря. О тех, кто слышал о неисчислимом множестве Его чудес или даже был их свидетелем.
Чего же именно они не ведали, «творя» все это? Что Он Сын Божий? Но ведь спрашивали они Его об этом, и получил спрашивавший ответ: «Я» (Мк. 14: 61).
Не ведали они другого: того, чем обернется для них творимое. Или иначе: не знали, что «творят» они для самих себя, каков будет итог, каков будет суд – не здешний, не им подвластный, а иной.
Как же это могло быть? И как это бывает сегодня?
Опыт, живая жизнь показывают это наглядно: множество людей в принципе не считают злом то, что до поры до времени не причиняет ущерба им самим. А в воздаяние просто не верят. И каждый, кто живет так, воистину не ведает, что творит…