"Возможно, я плохая мать, раз воспитала такого сына. Мне 61 год, а моему единственному сыну 30. Замужем второй раз. Сын женат, его дочке скоро годик. Мы живем в соседнем доме. Чуть больше года назад наше общение практически прекратилось. Я чувствую, что мой сын чем-то обижен на меня, но что произошло, я так и не узнала. Все попытки это выяснить, в том числе и через невестку, ни к чему не привели".
Идут дни, недели, месяцы, люди заняты своими делами. Учатся, работают, строят отношения. Всё стабильно, все понятно. А потом - щелк! - приходит осознание: "Мне скоро 30". Психологи хорошо знают, что чаще всего клиенты обращаются за психологической помощью на рубеже круглых дат. Так действует на нас магия цифр, которая заставляет человека оглядываться на прошлое, чтобы понять, куда идти дальше. Тридцатилетие - возраст переосмысления родовых сценариев. Человек накопил жизненный опыт, обрел финансовую опору и теперь может делать то, что хочет, что хочет чувствовать. Именно к 30 годам людей накрывает тревогой, болью, разочарованием, злостью. Дата запускает массу ранее скрыто протекающих процессов. У мужчины отношения с мамой всегда были близкими, теплыми, но вот - больше с нею не общается. Встал и ушел.
"Отношения испортились резко, когда я попросила его помочь с компьютером. Он ничего не сказал, просто поднялся и ушел вместе с женой, не взяв испеченные мной пирожки. С тех пор со мной не общается. Перестал заходить в гости, к себе не приглашает. Уезжает за границу, мне об этом не сообщает. Общаемся с внучкой только через невестку, которая на все вопросы отвечает: «Это уж вы сами с ним разбирайтесь». А я не пойму, что такого могло повлиять на наши отношения. Вроде, ничего дурного я не сделала. Что невестка его против настраивает тоже не могу сказать. Она ко мне даже добрее относится, чем родной сын".
Люди думают: "Я что-то сказал или сделал не то, поэтому близкий почувствовал боль и обиду". Но логика таких ситуаций, когда между близкими происходит полный разрыв отношений, иная. В психическом поле семьи накоплены огромные заряды напряжения, и человек цепляется за фразу, поступок, чтобы оправдать то, что он чувствует. Логика же происходящего психоэмоциональная и глубоко от осознания скрытая. Можно злиться и обижаться не за себя, а за папу, за дедушку. За кого-то еще. Чувства - энергия состояний, а люди - провода, по которым эта энергия течет. Поэтому в успешной обеспеченной семье мужчина ведет себя иррационально. Игнорированием заставляет пожилую маму переживать чувство несправедливого отвержения, печали, одиночества, растерянности. А кого в семейной системе игнорировали? Чьи чувства не были прожиты и приняты? Кто был отодвинут неуважением, непризнанием? Кто одинок, печален - ещё?
"Воспитывала его я практически одна, так как отчим - человек мягкий и добрый, в воспитание практически не вмешивался, услышав однажды: «Ты - не мой отец». Мне приходилось быть и матерью, и отцом, а что поделаешь? Мой сын рос очень болезненным мальчиком, было много других проблем с ним, были и не очень хорошие друзья, опасность зависимости от запрещенных веществ. Всегда старалась его вывести на правильный путь, подсказать, поддержать. Не говорю, что я идеальна, но старалась, как могла. Отношения у меня с ним всегда были близкими".
Мама была сыну за отца. На месте важнейшей фигуры - яма. Зияющая дыра. И отчим, замечательный добрый человек, так же существует на периферии семейной системы. Что бы ни происходило в семье, он не вмешивается. Всё проблемы и с плохими дружками, и наркотиками решала жена. Болезненного слабого мальчика почему-то вечно тянуло не туда. Сфера психоэмоционального не видима глазу, поэтому кажется, что можно относиться к людям как удобно, как хочется. Муж - плохой. Отчим - не отец. Я могу быть сыну и за папу, и за маму. Но баланс отношений выравнивается. Теперь у сына есть жена и дочь. Он делает с мамой то, что делала она с мужчинами - от своей жизни, своей семьи отодвигает.
"Пытаюсь не обижаться, молиться, звоню, пишу ему, но без ответа. Что делать - не знаю. Пыталась просто совсем оставить сына в покое, это только привело к полному отчуждению. Как достучаться до его сердца? Сама я была вроде хорошей дочерью, ухаживала за моей мамочкой до самого её ухода. Любила её очень, сын помогал мне в этом".