Многие ли люди контролируют то, что происходит вокруг? А то, что происходит на работе? В своей жизни? В своей квартире? В своих мыслях и действиях?
Вопрос конечно глубокий и, пожалуй, однозначного ответа на него нет. Поэтому выделим некоторые аспекты контроля, которые присуще бизнес задачам.
Итак, что значит контроль?
Контроль - это возможность прямо или косвенно повлиять на процесс достижения цели. Лучший контроль достигается тогда, когда есть понимание того, как происходит процесс выполнения поставленной задачи. Другими словами, это возможность упорядочить, направить свои или чужие действия в нужном вам русле для достижения определённого результата.
Попробуем дать небольшой алгоритм для понимания точек опоры (контроля) процесса. Для этого посмотрим на факторы влияющие на ход выполнения задачи:
1. Сам человек поставивший задачу.
Поясним:
- Необходимо обратить внимание на адекватность задачи. Идея может быть супер, но достать звезду с неба весьма проблематично и представьте, что будет если это станет таковым.)))
- Стратегия и тактика достижения цели, есть ли понимание этого у человека, поставившего задачу. Пожалуй, это самый важный момент. Чем чётче Вы себе представляете средства и методы достижения цели (чем продуманней ваш план действий), тем проще контролировать (влиять) на протекающие процессы.
- Что может сделать сам человек.
Если какую-то часть процесса вы берёте на себя, то всё, что проходит через ваши руки подконтрольно лично Вам. Только от ваших возможностей зависит доведёте ли Вы начатое дело до конца.
2. Материальный ресурс для решения задачи.
Как ни странно, множество хороших идей заканчиваются именно тогда, когда иссякает материальный ресурс. Поэтому необходимо чётко понимать, где оный необходим, а где можно обойтись собственными силами. Не стоит пренебрегать этим и строить себе иллюзии.
Кейс на тему:
Молодой человек мечтал о магазине игрушек. Продал квартиру и открыл оный. Закупил товар, арендовал помещение, нанял продавца, а продаж нет. Результат: квартиры нет, ресурсы потрачены, молодой человек в шоке, магазин закрыт, молодой человек банкрот… В данном случае отсутствие контроля по перечисленным выше (1 и 2) пунктам. Можно далее раскрыть данный кейс и уточнить какие стратегические и маркетинговые ошибки совершил человек открывая магазин. Но суть в другом. Человек не представлял себе процесса этого бизнеса.
3. Человеческий ресурс.
Сколько нужно специалистов, рабочих и т.д. для достижения поставленной цели. Какие вопросы нужно задать для понимания того, сможете ли вы проконтролировать этих людей:
- Насколько вы доверяете им. Однако и здесь стоит проявить внимание, потому что можно доверять человеку в силу дружбы и его опыта в подобных задачах, но он не сможет найти добросовестных исполнителей, например, если он прораб.
- Их заинтересованность. Мотивация. А также ваше отношение к людям. Поясню. Человеку предложили работу директором на производстве с хорошей зарплатой. Человек компетентен в вопросах и самое главное умеет разобраться в необходимых процессах. Эта зарплата намного больше его нынешнего дохода. Однако работодатель получает отказ, потому что с работодателем, чьё производство, человек не желает работать по причине... Внимание! Работодатель однажды показал себя не с лучшей стороны в отношении своих работников и людей в целом.
- Их комфорт при выполнении работ. Рабочие места, транспорт, питание.
- Их компетенции. Или возможность и желание человека быстро научиться.
- Их возможности. Например, человек может быть отличным специалистом, но живёт в другом регионе и не сможет приезжать вовремя на работу и т.д.
4. Человеческий фактор.
Например, кто-то заболел. Есть ли кем заменить утратившего временную дееспособность? Идеальный вариант – это коллектив способный работать автономно. А если кто-то из исполнителей ошибся по каким-либо причинам? Ошибка может быть фатальной. Если нет, то проблема решается либо ручным управлением, либо коллектив исполнителей исправляет ошибку самостоятельно и это никак не влияет на результат. Проконтролировать это можно проанализировав предыдущие пункты и найти там изъян.
5. Внешние факторы, которые необходимо учитывать.
Например, курс валют, политические настроения, платёжеспособность населения и т.д. Для каждого случая это может быть свой набор факторов.
6. Форс-мажорные обстоятельства.
Здесь мало кто может контролировать процесс, разве что можно попробовать написать письмо Деду Морозу))) Кто знает, вдруг получится)))
Предусмотреть все возможные варианты бывает очень сложно, но лучше это сделать, тогда у вас будет хотя бы понимание происходящего и план действий.
Итак, чем чётче план и понимание стратегии, и тактики, тем более точны ваши шаги, и тем проще взглянуть на каждый шаг по-отдельности. Если вы видите каждый шаг, то сможете увидеть и последствия. В таком режиме вы сможете предвидеть нежелательные последствия и по возможности минимизировать их.
© Александр Каракулько