И что делать при сбоях на портале?
Часто люди жалуются на то, что не могут попасть к врачу из-за того, что у них не получается записаться через портал «Госуслуг» на приём в поликлинику. Ну и, конечно же, во всех бедах они обвиняют медиков. Но ведь винить в багах и глюках здесь надо чиновников, которые подвергают жизнь и здоровье россиян такому риску.
О том, что на «Госуслугах» существуют проблемы с электронной записью к докторам, известно очень давно. В этом пациенты обвиняют медиков, полагая, что это они не ставят в известность IT-специалистов о наличии свободных талончиков. Между тем здесь всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Эту проблему помог вскрыть инцидент в Хабаровске. Её один из экспертов ForPost посчитал нерешаемой.
Согласно сведениям телеграмм-канала Amur Mash, за все электронное сопровождение регионального здравоохранения, начиная от закупок лекарств и заканчивая электронной записью на приём к специалисту, отвечает информационно-аналитический центр. На это ему ежегодно выделяют миллиарды рублей.
Лихорадить центр начало в конце 2021 года, после того, как очередным новым руководителем стал Роман Бондаренко и взял к себе на работу нового главного программиста, который не имел ни должного образования, ни опыта работы.
После такого назначения с формулировкой «в связи с некомпетентностью вышестоящего руководства» оттуда уволились почти все IT-специалисты отдела. Вопросы у программистов возникли конкретно к руководителю центра и к главному айтишнику.
Ещё по теме: Названы регионы, где сложнее всего записаться к врачу через «Госуслуги»
В эту непростую ситуацию пришлось вмешаться даже заместителю министра здравоохранения Елене Волковой, которая согласилась с доводами работников и дала слово, что руководителя айтишников уволят.
Между тем этого не случилось. А тем временем Бондаренко начал «давить» на айтишников-бунтовщиков. Он требовал изменить формулировки в заявлениях на увольнение и угрожал им «красными карточками», если они этого не сделают, сообщает телеграмм-канал Amur Mash.
К слову сказать, хабаровские айтишники оказались не из пугливых и отказались переписывать свои заявления.
На их места взяли студентов и сотрудника без опыта работы. Поэтому сразу образовались провалы в системе и сбои с записями. Пропали и анализы пациентов. Больных становилось всё больше, а терпения у них оставалось всё меньше.
ForPost попробовал прояснить данную ситуацию и обратился за разъяснениями к помощнику министра здравоохранения России Алексею Кузнецову, но он оказался вне зоны доступа. Отказались дать свой комментарий по данной ситуации и в пресс-службе хабаровского Минздрава.
Ещё по теме: Информатизация медицины Севастополя: правда или мираж?
Хабаровский инцидент попал в поле зрения этичного хакера Сергея Вакулина. Подобные кадровые скандалы он считает не исключением, а правилом. Они случаются довольно часто во многих субъектах России.
«Программисты могут влиять на работоспособность таких электронных систем, как «Госуслуги». Например, недовольный сотрудник может удалить какой-нибудь код. Установить виновного в неожиданно возникшем сбое будет весьма проблематично», - сказал ForPost этичный хакер Сергей Вакулин.
Очень часто в большинстве IT-компаний, отмечает он, работают руководители, которые совершенно не в курсе, как взаимодействуют различные электронные системы. Но это не мешает им вести себя по-хамски с подчинёнными, гнуть свою линию и игнорировать все доводы айтишников.
IT-компании связанные с медициной, не исключение. Опытные специалисты, которые не хотят мириться с таким отношением к себе, увольняются. Но после этого система начинает «глючить». По мнению Вакулина, решить эту проблему невозможно. Нельзя перепрограммировать» начальников и заставить их уважительно относиться к подчинённым. А действия разгневанного айтишника предсказать сложно.
Его слова подтверждаются жалобами хабаровчан. Как раз в период кадрового скандала в медицинском информационно-аналитическом центре от жителей города посыпались жалобы на то, что через портал госуслуг невозможно записаться на приём к врачу.
Но, несмотря на всё это, чиновники от медицины настойчиво предлагают горожанам пользоваться «Госуслугами».
Ещё по теме: Вопрос о медицинских анализах севастопольцев поднят на федеральный уровень
После инцидента в Хабаровске почётный адвокат России Евгений Харламов обратил своё внимание на сбои в работе «Госуслуг». Его близкие также не могли несколько недель попасть на приём к врачу в Московской области.
Он решил, что подобное могло произойти из-за такой же «хабаровской» истории. И посоветовал россиянам обращаться в компетентные органы, чтобы виновники подобных происшествий не оставались безнаказанными.
А поскольку Минздрав России и прокуратура держат подобные вопросы на своём контроле, то поиск виновных не может относиться к спецоперации «Миссия невыполнима».
Как поступить в случае сбоев на «Госуслугах»:
- во время электронной записи на приём к врачу необходимо сделать скриншот ошибки, которая возникает на экране;
- через электронную приёмную направить жалобу в региональный и федеральный Минздравы, прокуратуру и Следственный комитет, прикрепив к ней скриншот ошибки;
- позвонить на горячие линии 122, 103 и попросить оператора соединить с куратором регионального управления/министерства здравоохранения.
По мнению Евгения Харламова, после таких действий «последует незамедлительная реакция».
В заключение он заявил, что если разборки чиновников и айтишников приведут к гибели человека, которому не удалось своевременно записаться на приём к врачу, то такие их действия сразу попадают под уголовную ответственность. Решение кадровых вопросов никак не должно отражаться на гражданах, которые не имеют к ним никакого отношения, заключил адвокат.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.