Найти в Дзене
Русские сюжеты

Афганский клад 19 часть

Оглавление

Рустам получил повестку. Парень ждал этого, служить в армии хотел, потому что оба деда воевали, а отец и дядя Шухрад служили в армии – танкист и пограничник. Среди знакомых старших ребят не было таких, кто «откосил» - это было не принято, отношение к такому человеку могло в корне поменяться. К тому же, если не служил, многие двери в будущем могли просто закрыться перед тобой. Время до проводов пролетело мгновенно.

Приехал дедушка Хаким с бабушкой Ясминой, а вечером пришли тётя Фатима и дядя Шухрад, привели любимых двоюродных сестрёнок и братишку, хотя для Рустама они были самыми родными. Пришёл его друг Николай, с которым выросли вместе, затем Ильяс, с которым сдружился в институте. Рустам был общительным человеком, только у него было всего два друга. В этот вечер он хотел побыть с самыми близкими.

- Рустамчик, мы желаем тебе хорошей службы. Главное, чтобы ты был достойным человеком. Тебе есть на кого равняться – это дедушка Хаким и отец Шухрада дедушка Зариф. Мы тебя будем ждать, и писать часто, - пожелал отец, немного волнуясь.

Разговоры, истории, тихая музыка, смех веселящейся детворы, заходившие попрощаться соседи и родные лица, которые дарили ему тепло и улыбки, впрочем, как и всегда. Таким и остался в памяти юноши тот вечер.

Свежее раннее утро встречало Рустама у дверей военкомата. Рядом были все, кроме сладко спавших дома под присмотром бабушки детей. Каждый подходил к нему, обнимал и говорил добрые слова. Мама и тётя Фатима всплакнули. Дед крепко обнял и пристально посмотрел в глаза, а затем расцеловал по – русски. Рустам взял у Коли свой рюкзак и пошёл во двор военкомата. Команду направили к ПАЗику, ребята быстро расселись и вперёд! Вновь среди небольшой группы провожающих мелькнули родные лица, и дорога стала отсчитывать новые километры судьбы.

Учебку, куда попал Рустам, называли взорванный ад. Бойцов готовили в Афган. Все знали, что уже начался вывод войск, только это ничего не меняло. Подготовка первых курсантов в роте началась ещё весной. Рустам «опоздал», но никого не интересовало, когда ты прибыл в славную часть в апреле или в июне. Ротный и взводный, которые прошли Афганистан, и сержанты гоняли так, что вечером хотелось только одного – умереть. Каски, броники, автоматы и увесистые «рюкзачки» были повседневной формой одежды.

-2

Рустам из дома взял с собой маленькую записную книжку, куда вклеил карманный календарь. С первых дней он стал отмечать, сколько прослужил. На второй неделе увидел, что пропустил три дня, потом пять и так в таком же темпе. Учёба занимала всё время, независимо от времени суток.

Тактика – сказка гор и полей. Атака, оборона, особенности боевого выхода, окапывание, перебежки, переползание. Ползали так, что след оставался в твёрдой южной земле.

- Шевелись, душа, - окрик сбоку от сержанта вместе с короткой автоматной очередью холостыми. Пятая точка поднялась? Так гибкий прутик это исправит. Чувствительное замечание за пару – тройку раз приводит в форму.

- Не расслабляться, вот у китайцев на таких упражнениях впереди сидит пулемётчик и стреляет короткими очередями. Фишка в том, что у него через 4 холостых один боевой заряжен, - стимулирует курсантов сержант Курбанский.

- Так у них населения миллиард, не убудет, - лениво, истекая потом, огрызается из строя Олег из Костромы.

- А у нас всего 280 миллионов, поэтому наша задача бойцы – сберечь каждого из вас! Вывод? Тренироваться, пока не будете скользить по земле змеёй! На исходную! - командует сержант.

Ребята понимают, что учат для их же блага, но вот форму подачи материала и нагрузки не все могут принять, по крайней мере сразу. Для этого и придумано: не можешь – научим, не хочешь – дальше сам знаешь. Афганцы на точках придумали много разных штучек.

Ползут курсанты, глотая пыль. Она, колышась на ветру, сантиметров на 50 возвышается над землёй. Чувство такое, что ты весь состоишь из неё. Сбоку чадят покрышки от грузовика, добавляя аромата. Впереди подземный ход – имитация кяриза. Ныряешь в него, а он вырыт с хитрецой. Вот из ниши за поворотом тебя бьёт ножом «дух». Пропустил удар – традиционно – 20 раз отжался и на исходную по новой. Врага завалил, тогда ему – 20 раз и на позицию. Бывает, что ниша пуста – не тормози, норматив никто не отменял. За забором тоже может ждать кто-нибудь – преодолевай! В домике растяжка притаилась. Нет? Тогда вперёд, но под ноги и вперёд смотри? Как?! Один глаз вперёд, другой вниз! 20 раз отжался за глупый вопрос! Одним словом не расслабляйся.

Выкопать окоп – вроде просто, но имеются и здесь свои премудрости. Для себя любимого ещё как – то можно. А если БМПэшку в землю нужно спрятать? Первый раз рыли для неё капонир киркой, лопатами и вспоминая всех создателей этого железно – боевого чуда. Вырыли. После этого сержант повёл взвод на дальний край полигона. Вот здесь то курсанты и оценили свою БМП, потому что увидели не окопы, а котлованы, которые необходимо вырыть для тентованного Урала, например. К слову – ходить учили след в след, если это было не строевое передвижение.

Граната – это отдельная тема. Ты должен не просто бросить эргэдэшку вперёд, но и попасть в определённое место, поразив врага. Граната боевая - наступательная и взрывается по настоящему, поражая всё вокруг смертельными осколками. Только бросаешь ты её на ровном месте. Как хочешь, а швырни её метров на 50, чтоб самого не зацепило. Кольцо, бросок и присел, правым бедром заслонив своё мужское достоинство, автомат прижав к груди и опустив голову с каской вперёд. Броник броником, а правила есть правила.

На стрельбище бегом. Пот не просто катился градом – лил потоком. Хэбэшки сослуживцев Рустама за пару месяцев сильно побелели от солнца и пота. На стрельбище стреляли по упражнениям до упора. Не поразил мишень? Упал, 20 раз отжался. Взвод, который хуже всех отстрелялся, собирает гильзы автоматные по направлениям, пока другие минут двадцать отдохнут. Беречь нужно народное добро. Всё, подъём и переход для стрельбы из гранатомёта – РПГ и «мухи» ждут вас. Только усталость идёт впереди солдат, а впереди ещё ночные стрельбы.

- Здесь нет больных и здоровых, - говорил взводный лейтенант Вырезков, - есть живые – они в строю и мёртвые – они в ПМП (полковой медпункт).

Есть ещё БМП – вождение и вооружение, потом сапёры своими премудростями делятся, ориентирование на местности, да медики просвещают. Редкие политзанятия – вот мечта средь бела дня, но коварная она! Здесь курсанта подстерегает опасная Фаза – засыпаешь просто и всё. Замполит тебя поднимет – ты ведь будущий отличник Боевой и Политической подготовки, так что учи её родную! Были ещё занятия по Афганистану: население страны, обычаи, что можно, чего нельзя, как себя вести и так далее. Здесь не спал никто, хотя и сидели за столами. Капитан Викторов всем, кто пытался компенсировать недостаток сна в его час, давал резкий шалабан сбоку по носу. Бутылка Пепси-колы залпом с её пузырьками в нос лёгкой щекоткой по сравнению с этим казалась. После ужина чистка оружия. Калашников, конечно, автомат надёжный, но ухода требует.

- Рота, отбой! – кто не слышал этой сказочной команды, не поймёт её прелести. Ты вытянулся расслаблено и погружаешься в СОН! Если перед отбоем приносили почту и тебе прислали письмо, то мысленно перечитываешь драгоценные строки. Если же получил квитанцию на бандероль или посылку, то ты засыпаешь так, словно завтра перед тобой откроются волшебные врата восточной сокровищницы!

Даже дежурный наряд шуршит не очень громко, исполняя свои обязанности – тишину нарушать не хочется. Но, бывает.

- Рота, подъём, учебно – боевая тревога, - кричит дежурный по роте.

Выспался ты или нет – это никого не волнует. Через определённое время должен быть в указанном месте и вперёд, что-то оборонять или захватывать!

Так и протекала служба в учебке у Рустама. Даже ему с хорошей физподготовкой было трудно. Только через пару месяцев он втянулся, появился первый опыт. Время учебки заканчивалось, тренировки и гон продолжались, расслабона не было: упал, 20 раз и т.д.

На вечернем построении ротный заговорил тихо: Сынки, если кто – то из вас не понял, напоследок поясню. Мы гоняли вас не потому, что ненавидели, а для того, чтобы вы из-за речки живыми вернулись. Там поймёте, что не напрасно это было. Начался вывод войск из Афгана, только не надо расслабляться – там идёт война, где погибают ребята, попадают в плен или пропадают без вести. Вот так, был человек, жил, разговаривал, любил, а завтра его не стало. Желаю вам удачи, и уйти на дембель вовремя и своими ногами. Он повернулся и пошёл в ротную канцелярию. Его Красная Звезда как-то особенно блеснула в тусклом свете ламп в этот момент.

-3

Рустам летел на самолёте в Афган. Это был его первый полёт. Хотелось посмотреть, что там внизу, только в транспортнике иллюминаторов мало, да и не принято в армии шататься по своему желанию куда тебе вздумается.

Кабул встретил очередных афганцев - новобранцев солнечной погодой, лёгким ветром и своим особенным восточным запахом. Затем с тремя парнями Рустама отправили на северо – восток страны. Узнав от прапорщика пункт назначения, парень немного удивился – это была провинция, где когда – то жил дедушка Хаким. Бывает же так! Только после учебки, где находились безвылазно, и сам перелёт, и чужая страна с первыми впечатлениями от заграницы, и поездка к месту назначения воспринимались какой - то восточной сказкой, или новым периодом открытий и предвкушением предстоящих событий. Каких? Пока это был открытый вопрос.

все фото в этой и последующих частях взяты из открытого доступа

Афганский клад 18 часть https://dzen.ru/media/id/5ff5caee4b7e4d35ed1bf0f5/afganskii-klad-18-chast-637c6a370cc7e0487c761086

Афганский клад 20 часть https://dzen.ru/media/id/5ff5caee4b7e4d35ed1bf0f5/afganskii-klad-20-chast-6381c9cd6d59ef5185908aef