После окончания Второй мировой войны все крупные авиационные страны начали проявлять большой интерес к самолетам с реактивными двигателями. Английские самолетостроители также решили не отставать в этом деле, ведь они были первой страной антигитлеровской коалиции, создавшей реактивный самолет. В годы войны Великобритания, наравне с США. располагала могучим бомбардировочным флотом, сыгравшим существенную роль в разгроме Германии. Опираясь на свое лидерство в области реактивного двигателестроения, а также на полученные из Германии трофейные материалы по околозвуковой аэродинамике, англичане сконцентрировали усилия на разработке принципиально новых тяжелых бомбардировщиков. Начавшаяся в 1947 г. «холодная война» еще более увеличила заинтересованность командования в новых самолетах.
В начале 1947 г. вышла специальная спецификация (техническое задание) штаба ИВС на разработку тяжелых бомбардировщиков. В конкурсе проектов победили фирмы «Авро» и «Хэндли Пейдж». Создание таких самолетов (с треугольным и серповидным крылом) было невозможно без постройки самолетов-аналогов. Это было необходимо для опробования в реальном полете малоизученных аэродинамических усовершенствований, на что требовалось время. В Министерстве снабжения вспомнили о более простом проекте фирмы «Виккерс», отвергнутом ранее на конкурсе из-за низких ЛТХ. В феврале 1949 г. фирма «Виккерс» получила контракт на разработку и постройку бомбардировщика с четырьмя двигателями.
Фирма «Виккерс» длительное время возглавлялась гениальным коммерсантом и авантюристом Базилем Захаровым — сыном русского морского офицера. В 1930-х гг. фирма первой в Великобритании начала производство быстроходных бомбардировщиков. В 1948 г. в небо поднялся первый в мире пассажирский самолет с турбовинтовыми двигателями также фирмы «Виккерс». Работу возглавил Г. Эдвардс и его заместители: В. Ричардс (аэродинамика), Б. Стефенсон (конструкция планера) и Г. Гарднер (прочность).
Прежде чем приступить к строительству, были продуты в аэродинамической трубе различные модели самолетов. Конструкция самолета представляла собой толстый фюзеляж с огромным бомбоотсеком и мощным радиолокатором. 15 толстом крыле умеренной стреловидности располагались четыре двигателя, выходные сопла которых выходили за заднюю кромку крыла. Из-за влияния выхлопных газов горизонтальное оперение было поднято на киль. Экипаж состоял из пяти человек, трос из них сидели спиной к направлению полета. Сборка первого прототипа, получившего обозначение WB2I0, началась в обстановке повышенной секретности в 1950 г.
Весной 1951 г. опытный самолет был готов, постройка продолжалась всего шесть месяцев. Первый полег был осуществлен в мае 1951 г. с травяного аэродрома Вайсли, пилотировал машину главный летчик-испытатель фирмы М. Самерс. Таким образом, тяжелый реактивный бомбардировщик, получивший впоследствии официальное наименование «Вэлиент» («Храбрец»), стал вторым после американского В-47 самолетом в своем классе и первым, получившим в авиационной литературе обобщенное название «Серия V». Еще до первого полета, 20 апреля 1951 г. с фирмой был заключен контракт на поставку английским ВВС первой парши из 22 самолетов. Летные характеристики машины были достаточно высокими, но вот по дальности полета по требованиям самолет не уложился (вместо 6200 км было получено лишь 4500 км). Первый опытный самолет в январе 1952 г. во время испытательного полета сгорел в воздухе. Загорание самолета было обнаружено экипажем с опозданием (в этой части самолета пожарные датчики не были установлены). Самолет стал разваливаться в воздухе, экипаж с трудом выбрался из объятого пламенем самолета, все получили ранения, а двое вскоре скончались в больнице. Катапультами были снабжены только летчики в передней кабине, а трое выбрасывались через аварийный люк.
В апреле 1952 г. на испытания вышел второй прототип бомбардировщика. В отличие от первого, самолет имел более широкие воздухозаборники из-за установки более мощных двигателей. Выл разработан и построен в единичном экземпляре бомбардировщик В Мк.2, предназначенный для действий с малых высот. Он отличался более удлиненным носом, для размещения дополнительного оборудования, и усиленным крылом. Новое крыло не оставило места для основного шасси, и их пришлось установить в гондолах, выступающих за заднюю кромку крыла. Этот самолет был окрашен в матово-черную краску. Он совершил первый полет 4 сентября 1953 г. Однако самолет не заинтересовал ВВС и был разобран на металлолом.
В январе 1955 г. был передан в войска первый серийный бомбардировщики вскоре сформирована первая эскадрилья. В том же году бомбардировщик «Вэлиент» принимал участие в испытаниях атомного оружия на полигоне Вумера в Австралии. Через два года с бомбардировщика была сброшена первая британская водородная бомба на небольшой атолл в Тихом океане с высоты 13 700 м. 13 1958 г. бомбардировщики приступили к освоению дозаправки в воздухе. Затем впервые в ВВС на этом бомбардировщике был отработан взлет с применением твердотопливных стартовых ускорителей «Супер Сапфир».
Всею было построено 104 серийные машины всех модификаций. Серийный завод в 1956 г. достиг максимального темпа выпуска самолетов — одна машина в неделю. В ходе эксплуатации были потеряны четыре самолета этого типа — наименьшее число по сравнению с другими машинами «серии V». Поступление на вооружение новых самолетов «Вулкан» и «Виктор», оснащенных ракетным оружием, переориентировало часть «Вэлиентов» на решение тактических задач. В 1956 г. самолеты постепенно стали сниматься с вооружения, а через два года полностью исчезли.
Самолет представляет собой высокоплан со стреловидным крылом и четырьмя двигателями, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Крыло трапециевидной формы имеет наплыв по передней кромке. На нем установлены два аэродинамических гребня, сверху и снизу тормозные щитки и турболизаторы. Под крылом могут устанавливаться два стартовых ускорителя тягой 1900 кгс. Фюзеляж — овального сечения.