Здравствуйте, друзья!
В предыдущей статье мы вспомнили, как водители совершили самую первую поездку через лед Ладожского озера.
21 ноября 1941 года десять машин двигались в кромешной тьме, ориентируясь только по телефонному кабелю.
Не без проблем, но автомобили добрались до противоположного берега.
Сам лед был далек до идеального состояния, по идее, еще требовались испытания и проверки, но блокадном Ленинграде, из-за катастрофической нехватки продовольствия, уже второй день (с 20 ноября) действовала та самая страшная норма выдачи продовольствия - 125 грамм хлеба для женщин, детей и иждивенцев.
По сути, это была норма, обрекающая жителей города на медленную и мучительную смерть.
Ждать, испытывать, проверять и так далее не было возможности. Поэтому, уже 22 ноября в Ленинград через лед отправились десятки машин.
С 22 ноября начался и учет грузоперевозок по льду Ладожского озера.
Всего 22 ноября в город будет доставлено порядка 70 тонн грузов на 60 автомобилях (к автомобилям, для повышения грузоподъемности, так же цепляли сани сзади).
Уже через неделю в сутки по льду Ладожского озера будет доставляться порядка 100 тонн грузов в Ленинград ежедневно. А с начала декабря эта цифра составит 300 тонн грузов ежедневно.
Несмотря на то, что машины проваливались под лед более, чем регулярно.
Какие-то машины проваливались с грузом, какие-то с людьми:
И ведь это фантастические цифры. 300 тонн грузов - это очень и очень много для ледовой трассы (но очень мало для Ленинграда).
Мало, поэтому параллельно автомобилям, люди ходили и пешком. Кто просто эвакуировался, кто сопровождал лошадиные обозы.
Из воспоминаний Василия Чуркина (8 декабря 1941 года):
Нужно идти на маяк, расстояние от Ваганова до Кобоны равно 35 км. Проинструктировали всех нас и предупредили, чтобы никто ни за что и ни в коем случае не садился отдохнуть на лед, это будет гибельным. Я видел, как лошадка повезла по льду сани, а в них лежал лафет пушки. Другая лошадь везла в санях ствол орудия с механизмом. Около них, впереди, позади и по сторонам пошли люди. Я тоже пошел за ними. Ночь была очень темной, мороз крепчал, ветер на льду свистел, так и пытался сбить с ног. Я сразу же отстал от саней и от людей. Болезни за десять дней меня здорово вымотали: я был настолько слаб, что еле-еле передвигал свои опухшие ноги. Кругом тьма кромешная, а я один, совсем один....
Наверное, я прошел треть, а, может быть, половину своего пути и сквозь темноту увидел неопределенной формы силуэт. Когда подошел ближе, увидел грузовую автомашину — «полуторку». Задние колеса машины провалились под лед. В кузове лежали мешки с мукой, они были сухими, ни воды, ни льда на мешках не было. Кабина автомашины была наверху, передние колеса стояли на льду. Машина в позе установленной зенитки застыла во льду, как бы простреливая фарами небо.
Я прошел мимо десятка таких вмерзших в лед нагруженных мукой «полуторок». Это были первопроходцы «Дороги жизни». Около машин никого не было. В кузовах автомашин мешки с мукой осиротело как позабытые лежат, а в Ленинграде здоровые люди каждый день умирают голодной смертью.
Кстати, создавалась Ледовая трасса с расчетом на пропуск 4000 тонн грузов в сутки.
20 декабря в город будет доставлено порядка 800 тонн грузов, а 25-го уже около 1300 тонн.
А к середине зимы ежедневно по ледовой трассе будут вывозить порядка 5000-6000 человек из Ленинграда.
Машины ездили как днем, так и ночью, необходимости соблюдать маскировку уже не было, благодаря мощной системе ПВО, налаженной прямо на льду Ладожского озера.
Хочу привести воспоминания одного из жителей Ленинграда, который эвакуировался по льду Ладожского озера 1 февраля 1942 года:
И вдруг... Как в праздничные дни на Невском, в дни карнавальных иллюминаций, сверкнула линия огней, то погасающих, то вспыхивающих снова.
Перед нами развернулось такое зрелище, что мы, сойдя с машины, остановились и долго принуждены были молчать, любуясь грандиозностью того, что сотворили руки, такие же, как наши.
Молодой шофер, медлительный и флегматичный не в силу своего характера, но, очевидно, оттого, что за рулем сидит уже вторые сутки, усмехнулся и масляной рукой утер небритый подбородок: «Н-да... Здорово! Ничего не скажешь».
По параллельным трассам, идущим по озеру в несколько рядов, переливался свет от фар, мерцая и отражаясь от морозных капель, повисших в воздухе. Здесь люди, торжествуя, не соблюдали маскировки, и в этом есть, пожалуй, осознанная мощь.
От берега, куда-то в бесконечность, по льду уходит строй зенитных батарей.
Наши машины отвели в лесок, заправили бензином и в строгой очереди, сначала пропустив колонну с жителями Ленинграда, вывели на лед. И это был момент, когда особенно забилось сердце: вот она, ледяная дорога жизни! Ты полон чудесной гордости за свой народ. Вперед! По ледяной дороге туда, где скоро должно начаться дело, в которое со всеми вместе ты вложишь весь свой разум и все силы: прорыв блокады!
Вот так, под носом у немцев (их орудия добивали до Ледовой Дороги Жизни), несмотря на постоянные авианалеты, была создана легендарная ледовая трасса.
Путь к которой начался с пешеходных исследовательских экспедиций и десятка машины, двигавшихся по телефонному кабелю.
К середине зимы ледовая Дорога Жизни действительно была похожа на городские проспекты. Яркая, освещенная, десятки параллельных трасс, всюду зенитки и пулеметы.
Только за первую зиму по льду будет вывезено более полумиллиона жителей Ленинграда.
Всем хорошего настроения, оставляйте лайк и до новых встреч!
---------------------------------
Ознакомиться с нашими экскурсиями, а так же описанием и ценами можно по ссылке ниже: