Найти тему

Первые дни работы Дороги Жизни. Как это было.

Здравствуйте, друзья!

В предыдущей статье мы вспомнили, как водители совершили самую первую поездку через лед Ладожского озера.

21 ноября 1941 года десять машин двигались в кромешной тьме, ориентируясь только по телефонному кабелю.

Не без проблем, но автомобили добрались до противоположного берега.

Сам лед был далек до идеального состояния, по идее, еще требовались испытания и проверки, но блокадном Ленинграде, из-за катастрофической нехватки продовольствия, уже второй день (с 20 ноября) действовала та самая страшная норма выдачи продовольствия - 125 грамм хлеба для женщин, детей и иждивенцев.

По сути, это была норма, обрекающая жителей города на медленную и мучительную смерть.

Ждать, испытывать, проверять и так далее не было возможности. Поэтому, уже 22 ноября в Ленинград через лед отправились десятки машин.

С 22 ноября начался и учет грузоперевозок по льду Ладожского озера.

Всего 22 ноября в город будет доставлено порядка 70 тонн грузов на 60 автомобилях (к автомобилям, для повышения грузоподъемности, так же цепляли сани сзади).

Уже через неделю в сутки по льду Ладожского озера будет доставляться порядка 100 тонн грузов в Ленинград ежедневно. А с начала декабря эта цифра составит 300 тонн грузов ежедневно.

Несмотря на то, что машины проваливались под лед более, чем регулярно.

Полуторка во льду. Фотография из интернета.
Полуторка во льду. Фотография из интернета.

Какие-то машины проваливались с грузом, какие-то с людьми:

Полуторка. Фотография из интернета.
Полуторка. Фотография из интернета.

И ведь это фантастические цифры. 300 тонн грузов - это очень и очень много для ледовой трассы (но очень мало для Ленинграда).

Мало, поэтому параллельно автомобилям, люди ходили и пешком. Кто просто эвакуировался, кто сопровождал лошадиные обозы.

Из воспоминаний Василия Чуркина (8 декабря 1941 года):

Нужно идти на маяк, расстояние от Ваганова до Кобоны равно 35 км. Проинструктировали всех нас и предупредили, чтобы никто ни за что и ни в коем случае не садился отдохнуть на лед, это будет гибельным. Я видел, как лошадка повезла по льду сани, а в них лежал лафет пушки. Другая лошадь везла в санях ствол орудия с механизмом. Около них, впереди, позади и по сторонам пошли люди. Я тоже пошел за ними. Ночь была очень темной, мороз крепчал, ветер на льду свистел, так и пытался сбить с ног. Я сразу же отстал от саней и от людей. Болезни за десять дней меня здорово вымотали: я был настолько слаб, что еле-еле передвигал свои опухшие ноги. Кругом тьма кромешная, а я один, совсем один....
Наверное, я прошел треть, а, может быть, половину своего пути и сквозь темноту увидел неопределенной формы силуэт. Когда подошел ближе, увидел грузовую автомашину — «полуторку». Задние колеса машины провалились под лед. В кузове лежали мешки с мукой, они были сухими, ни воды, ни льда на мешках не было. Кабина автомашины была наверху, передние колеса стояли на льду. Машина в позе установленной зенитки застыла во льду, как бы простреливая фарами небо.
Я прошел мимо десятка таких вмерзших в лед нагруженных мукой «полуторок». Это были первопроходцы «Дороги жизни». Около машин никого не было. В кузовах автомашин мешки с мукой осиротело как позабытые лежат, а в Ленинграде здоровые люди каждый день умирают голодной смертью.

Кстати, создавалась Ледовая трасса с расчетом на пропуск 4000 тонн грузов в сутки.

20 декабря в город будет доставлено порядка 800 тонн грузов, а 25-го уже около 1300 тонн.

А к середине зимы ежедневно по ледовой трассе будут вывозить порядка 5000-6000 человек из Ленинграда.

Машины ездили как днем, так и ночью, необходимости соблюдать маскировку уже не было, благодаря мощной системе ПВО, налаженной прямо на льду Ладожского озера.

ПВО на льду. Фотография из интернета.
ПВО на льду. Фотография из интернета.

Хочу привести воспоминания одного из жителей Ленинграда, который эвакуировался по льду Ладожского озера 1 февраля 1942 года:

И вдруг... Как в праздничные дни на Невском, в дни карнавальных иллюминаций, сверкнула линия огней, то погасающих, то вспыхивающих снова.
Перед нами развернулось такое зрелище, что мы, сойдя с машины, остановились и долго принуждены были молчать, любуясь грандиозностью того, что сотворили руки, такие же, как наши.
Молодой шофер, медлительный и флегматичный не в силу своего характера, но, очевидно, оттого, что за рулем сидит уже вторые сутки, усмехнулся и масляной рукой утер небритый подбородок: «Н-да... Здорово! Ничего не скажешь».
По параллельным трассам, идущим по озеру в несколько рядов, переливался свет от фар, мерцая и отражаясь от морозных капель, повисших в воздухе. Здесь люди, торжествуя, не соблюдали маскировки, и в этом есть, пожалуй, осознанная мощь.
От берега, куда-то в бесконечность, по льду уходит строй зенитных батарей.
Наши машины отвели в лесок, заправили бензином и в строгой очереди, сначала пропустив колонну с жителями Ленинграда, вывели на лед. И это был момент, когда особенно забилось сердце: вот она, ледяная дорога жизни! Ты полон чудесной гордости за свой народ. Вперед! По ледяной дороге туда, где скоро должно начаться дело, в которое со всеми вместе ты вложишь весь свой разум и все силы: прорыв блокады!

Вот так, под носом у немцев (их орудия добивали до Ледовой Дороги Жизни), несмотря на постоянные авианалеты, была создана легендарная ледовая трасса.

Путь к которой начался с пешеходных исследовательских экспедиций и десятка машины, двигавшихся по телефонному кабелю.

К середине зимы ледовая Дорога Жизни действительно была похожа на городские проспекты. Яркая, освещенная, десятки параллельных трасс, всюду зенитки и пулеметы.

Только за первую зиму по льду будет вывезено более полумиллиона жителей Ленинграда.

Всем хорошего настроения, оставляйте лайк и до новых встреч!

---------------------------------

Ознакомиться с нашими экскурсиями, а так же описанием и ценами можно по ссылке ниже:

Стоимость и описание экскурсий