В Хиросиме встречаются два человека — французская киноактриса, приехавшая на съемки "интернационального фильма", и японский архитектор. Оба — люди семейные, обоим — за тридцать. И вот они страстно влюбляются друг в друга. Ровно за полтора часа экранного времени проходит один день и две ночи из их жизни.
Сидя в кафе "Касабланка", женщина называет всё происходящее "дешевой романтической историей" (постмодернистская ссылка на фильм Майкла Кертица "Касабланка"), а в действительности за этой "дешевой историей" скрывается сильный, но хитро и тонко преподнесенный антивоенный пафос.
Собственно, только благодаря войне, и могла состояться эта странная связь. Ведь женщина, когда ей было 18 лет, влюблена была в немецкого солдата, врага ее народа. Потом солдат был убит, а она наказана своим народом. Забытьем была наказана и умерщвлена любовь. Японцы — тоже когда-то были врагами, а сейчас про Хиросиму снимают интернациональный фильм. Казалось бы, что любить сейчас — уже не так страшно. Не так страшно жить и чужими воспоминаниями, и чужая боль не так сильна. Поэтому женщина вытаскивает из забвения свои "несуществующие воспоминания" о Хиросиме, где приключилась чужая трагедия, а мужчина — чужие воспоминания о французском городке Невере. Лучше было бы обойтись вообще без всего этого, но бередить прошлое необходимо, — это требуется для подлинной близости. Но даже чужой болью жить совсем непросто, тем паче, каждую секунду всё сильнее прикипая друг к другу и превращая чужую боль в свою. Поэтому, казалось бы, разлука неизбежна…
Особенно интересен фильм по разнообразию стилистических приёмов. Тут тебе и "документальная драма", в которую облечены воспоминания о Хиросиме женщины, и "фильм в фильме", и предтеча лиризма "новой волны", и какая-то театральная отчетливость крупных планов. Но при этом видовом разнообразии — удивительная монолитность. И тотальная подчиненность общему замыслу. Идет такой многоуровневый антивоенный прессинг — от документального кино к мелодраме и психологической драме.
В отличие от более простых фильмов, сложная по структуре и нелинейная "Хиросима" несёт в себе элементарную положительно заряженную частицу, заключающуюся в единственном чувстве — "любовь", и это чувство пусть с трудом и со скрипом, но преодолевает тернии психических травм персонажей и трагических событий "интернациональной истории". Финал обнадёживает, но при этом фильм обходится без классической карамельной лживости кинематографа, этого искусства сверхиллюзий.
Оценка: 7,5 из 10.
Режиссер: Ален Рене
Сценарий — Маргерит Дюрас,
Оператор — Такахаши Мичио, Саша Вьерни,
Композитор — Джованни Фуско, Жорж Делерю.
В главных ролях: Эммануэль Рива, Эйджи Окада.
В ролях: Бернар Фрессон, Стелла Дасса, Пьер Барбо.
Интересные факты о фильме:
- Эйджи Окада совершенно не знал французского, поэтому ему приходилось запоминать произношение реплик.
- Сценарий к фильму написала Маргерит Дюра (04.04.1914 — 03.03.1996), одна из основоположниц "нового романа", обладательница Гонкуровской премии. Она также активно работала в режиссуре ("Разрушать, говорит она", "Индийская песнь"), ставя крайне трудные для восприятия, но вызвавшие большой интерес критики фильмы.
- Однако первоначально сценарий "Хиросима, любовь моя" должен был писать не кто иной, как Франсуаза Саган. Дюра появилась уже позже, когда Саган отказалась.
- Фильм возник из документального проекта. В 1958 году Рене попытался сделать небольшую документальную ленту про атомную бомбу.