Найти в Дзене

ВОЗМОЖЕН ЛИ МИР ФАНТАСТА И.ЕФРЕМОВА ? (Ч.1).

изображение из открытого доступа.
изображение из открытого доступа.

С момента расцвета его творчества в 1950-60-е годы,фантаст И.Ефремов являлся общепризнанным "гуру"новой советской философии,заменившей фактически увядшие и мумифицированные идеологические органы КПСС,накрытые к тому же Сусловым и Андроповым ещё и стеклянным колпаком с надписью"не дышать".И.Ефремов стал той идеологической отдушиной для советского интеллектуального слоя,который с 1960-ых ,и особенно с 1968-го г.,был фактически отлучён от базовых коммунистических дискуссий ,присвоенных классом номенклатурных бюрократов. И спустя полвека,главные философско-этические произведения этого фантаста являются для очень многих новым "светлым будущим",лишённым всяких минусов и недостатков.И до сих пор эта умозрительная идеология имеет определённое значение и влияние на духовную жизнь."Ефремовцы"(как они сами себя называют)привыкли видеть в его писаниях и воззрениях только хорошее,когнитивно блокируя все неудобные вопросы и предположения.Так что же такое проповедовал данный социологический фантаст и к чему он призывал стремиться в своих книжных моделях? Базовыми работами И.Ефремова положившими начало целой философии и сонму почитателей несомненно являются его книги "Туманность Андромеды;Лезвие бритвы"и,конечно,"Час быка".В них данный последователь знаменитых утопистов вырисовывает приятное ему общество будущего с достаточно на самом деле предсказуемой структурой и очевидной иерархией.Как и у Стругацких,все книги Ефремова буквально пестрят необычными неологизмами и специально придуманными именами собственными ,но всё-таки в разумных количествах,чтобы не утонуть в них как у двух упомянутых братьев-фантастов.Но это интересует нас менее всего ,так как для нас главнее базовая составляющая этих произведений и их социально-философские аспекты.В этих произведениях нам рисуется якобы абсолютно стабильное и стационарное общество, представляющее из себя зону человеческого общежития , располагающуюся в основном на 1/2 земной поверхности ,ближайшей к экваториальному поясу, густо населённую якобы полностью свободными и полностью сознательными индивидуумами,всецело принявшими правила игры,прописанные нашим уважаемым литератором.Его общество свободных коммунистических тружеников не имеет ни общепринятой семьи,ни постоянного места жительства.Семья,по И.Ефремову, это временные добровольные союзы ничем не связанных людей,после которых дети сразу отбираются на государственное воспитание,а сами взрослые,оказывается,имеют постоянную привычку к перемене мест,и по кругу(так по смыслу)массово мигрируют из одной области в другую,легко и просто меняя никем постоянно не занятые жилые дома и строения,в зависимости от сиюминутного предпочтения.И совершенно точно также,по круговороту этого движения,легко и непринуждённо меняя друг за другом профессии и рабочие места,практически по инстинкту перелётных птиц.При этом все наши сознательные взрослые общественные индивиды занимаются различной деятельностью,не очень понятно какой именно и зачем,но однозначно очень хорошей,и только добровольно из любви к обществу и труду.Пищевые и материальные проблемы человечества давно и бесповоротно решены,человечество само"давно летает к звёздам"(видимо тоже по кругу),а естественными людскими занятиями после"несложного"присматривания за полностью автоматизированным промышленным производством,являются поэзия и живопись,как у разумных интеллектуальных пастухов Древней Греции.

изображение из открытого доступа.
изображение из открытого доступа.

Уже давно и официально подчёркнуто,что вся социально-фантастическая философия Ивана Ефремова это ярко выраженный "марксизм-эллинизм", заквашенный на Эрике Фромме.И.Ефремов был буквально одержим "Элладой"и ввёл её известные составляющие абсолютно во всё своё творчество.Развитие ефремовского человека происходит по мере взросления через ступенчатые "посвятительные мистерии",аттестат на зрелость выдаётся только после выполнения "12-и подвигов Геракла"(!),космический корабль называется"Тантра",а роман"Таис Афинская"вообще является квинтэссенцией поклонения"древнегреческому миру".На самом деле все труды фантаста Ефремова,с выстроенной в них сложной системой социологии и философии,были,как уже было сказано,теологическим эрзацем беллетриста-энтузиаста ,мягко заменившим фактически неработающую и выключенную стратегическую идеологию КПСС,которая не предлагала обществу с 1968-го года ничего,кроме одних и тех же сухих книжных мантр,к которым не был допущен никто,кроме прохиндеев из отделов ЦК. Все философско-утопические воззрения рассматриваемого фантаста,как и любая коммунистическая утопия,грешат ангажированностью,односторонностью и абсолютным блокированием и забвением совершенно всех очевидных минусов,которые вопиюще лежат на поверхности.Даже у самого Ефремова оказывается,что для того чтобы хоть как-то управлять данными массами коммунистических тружеников(а жить все стали до 170-и лет!),и чтобы весь этот человеческий массив,по законам физики,не атомизировался на местечковые ячейки(которые не интересует ничего кроме своего района),на коммунистической ефремовской земле предусмотрены "ПНОИ"(психологический надзор отдельного индивида),"РТИ"(решётчатая трансформация индивида)и "СЧП"(совет чести и права). Нет,мы можем сразу на этом закончить,посчитав,что"великий"фантаст Ефремов либо так невинно бесхитростен,что даже не слышал про произведение Замятина "Мы",либо,наоборот,очень жёстко стебается над всеми кто не понял и "решётчатая трансформация"это чёрным по белому зашифрованная обычная тюряга. Но мы же с вами высокоинтеллектуальные эстеты, поэтому ,скромно обойдя торчащие на два метра триггеры,продолжим умозрительные рассуждения и исследования по литературному наследию рассматриваемого"нового гуманиста".В котором сам И.Ефремов откровенно и добросовестно признаётся читателю,что самые что ни на есть распрекрасные коммунистические(или посткоммунистические?) общества нуждаются в очень строгих (так по смыслу)высших надзорных инстанциях,и не способны функционировать в своём благопристойном виде без них в принципе.Как понимает любой сегодняшний здравомыслящий интеллигент, данные коммунистические "надобщественные" (а тем более "всемирные") контрольные организации по "закону Троцкого-Че Гевары",через вполне определённое время после "великих свершений"абсолютно однозначно попадают в полное распоряжение новообразованной махровой бюрократии,и превращаются в замкнутые гнёзда для отборных приспособленцев.И не надо говорить о перманентной ротации(якобы способной сублимировать перманентную революцию) этих "высших заведений",которая либо превратиться в фикцию,либо нивелирует их до нуля, с возникновением параллельных структур.Всё советское 290 миллионное общество с 20-и миллионной КПСС не смогло ни контролировать ,ни повлиять на "горбачёвскую группировку",и тем более тоже было бы в ефремовском "светлом обществе"в"мировом масштабе".

изображение из открытого доступа.
изображение из открытого доступа.

Признав необходимость данных ,верховных контролирующих органов("ПНОИ-СЧП"),сам И.Ефремов не только признаёт изначальное наличие у каждого человека первородных неустранимых инстинктов и рефлексов,которые невозможно ни уничтожить,ни подавить,но и вчистую противоречит и отвергает само тогдашнее официальное определение устройства"коммунизма"из официальной (и никем не читаемой) программы Коммунистической Партии Советского Союза("Коммунизм-это общественное самоуправление".Его построение проходит через этап "общенародного государства,которое не является орудием подавления". "Принуждение применяется к лицам нарушающим нормы социалистического общежития, и будет иметь место пока обществу не потребуется никаких других способов,кроме общественного мнения",-вы представляете какая ересь?). Как мы видим у нашего глубочайше уважаемого "фантаста",его "светлое общество"намного отличается от официального "светлого будущего"самой КПСС,в сторону ужесточения контроля и надзора.Нарисовав благостные картины для умных и сознательных,И.Ефремов скромно умалчивает о минимум 70% побочных факторов и возникающих проблем(заметим ,что о "космических фантазиях" рассматриваемого автора мы отказываемся здесь говорить в принципе по соображениям рациональности). Итак,столько -то миллиардов живущих до 170-и лет честных,умных и сознательных индивидов Ефремова обитает только в тёплом поясе планеты,и ,не утруждаясь, поддерживает полностью автоматизированное производство материальных благ ,занимаясь лёгким досугом,и иногда спариваясь для воспроизводства и без того приличного по численности населения. Производимое потомство воспитывается в полном отрыве от родителей ,которые сами уже 10 раз разошлись и не ведают ни родства,ни постоянного жилища.Уже одно это краткое описание на абзац способно вызвать у здравого человека глубокое отторжение от такого будущего и серьёзные сомнения в адекватности ментально-эмоциональных способностей и тех кто это придумал,и тех кто это воспринимает всерьёз. Мало того ,что данное общественное устройство потребует буквально целой многомиллионной армии обслуживающего персонала (кто будет этим заниматься?морлоки?), иначе все эти "блага"утонут в заразе и продуктах жизнедеятельности,так даже сам автор этих"светлых утопий"не представляет себе как будет хронометрироваться этот общий трудовой процесс и сколько ещё потребуется"органов"для регламентирования всей этой красоты.Чем умней и независимей человек(а таких в "обществе Ефремова"большинство),тем менее он считает себя в праве иметь дело с нечистотами,а с возрастом ("да что нам возраст-мы в космос летаем")ещё и с ездой туда-сюда через континенты.Сегодняшние интернаты и воспитательные дома не самое радостное место,так представьте во что они превратятся в описываемом масштабе"общества будущего"!Нам могут раздражённо сказать:"Да что вы нам мешаете с ерундой!Мы тут занимаемся стерильной академической софистикой,а вы тут пристаёте со своими грязными бытовками и загаженными производственными уборными!"Так мы также можем вам парировать ,что абсолютно вся человеческая история по факту подтверждает именно вашу благостную неправоту,и оглушительный крах совершенно всех коммунистических прожектов и утопий.

изображение из открытого доступа.
изображение из открытого доступа.

Кто раз посидел в планетарном"Совете чести и права",скорее всего не пойдёт в следующее полугодие горничной в номера или золотарём в прибрежные бунгало.Сама же "прибрежная экваториальная жилая зона"у Ефремова,чисто теоретически,видимо будет представлять из себя этакий гигантский вариант Хургады,где"всё включено" и обитатели которой по графику висящему в туалетах периодически переезжают в круговые трудовые командировки,опять же без упоминания как и кем всё это организуется("да что там,вечером собрались порешали") ,и даже не затронув главнейшего на самом деле вопроса(но не для самого Ефремова-он всегда принадлежал к свободным профессиям)-какова длительность этих ежедневных добровольных занятий в рабочем времени?(так как этот базовый вопрос давно решён 6-ю часами при коммунизме,8-ю часами при социализме и нерегламентированным временем при капитализме,для тех кто не в курсе).На самом деле брошенный родителями в 12 лет и проработавший всю жизнь геологом в малонаселённых местах,автор рассматриваемых нами философско-фантастических сочинений просто и незатейливо экстраполировал своё личное бытие на выдуманные им проекции "светлого будущего",скромно предоставив всем возможность поклоняться им или нет. Само понятие "численность населения" у тов.Ефремова отсутствует вообще(кто хочет улетит в космос),так как безлюдные научные командировки не способствовали пониманию проблем и духа перенаселённых мегаполисов.Сегодня человечество задыхается от 7-и млрд.чел.,так представьте же какое столпотворение будет на "земле часа быка" с долгожительством до 170-и и с населением и в пять ,и в десять раз большим! Но эта проблема в наших книгах давно решена!Там собрались делать еду из водорослей и каменного угля!(а мы-то смеялись над Жюль Верном и листьями со вкусом табака!). Нам предлагают поверить(а некоторые так и делают),что в данных нарисованных книжных обществах будущего минимум 20 млрд.чел.будут наслаждаться полукурортным житием устроенным в умнейшие и бесконфликтные местные советы ,заботливо контролируемые "СЧП"(где видимо будут заседать не меньше чем 100 летние),с постоянной ротацией всех на всех.Житием населения не имеющего ни религии,ни семьи,и ничего "кроме внутренних принципов и эстетического понимания".Не всеми любимый,но иногда говоривший правду Лев Толстой ,чётко заметил,что"у человека есть две ноги-семья и религия",без которых он моментально теряет облик.И в этом есть очень большая доля истины.

(Продолжение следует).

изображение из открытого доступа.
изображение из открытого доступа.

Фэнтези
6588 интересуются