Найти тему

На том берегу. О ребятах с нашего и не нашего двора

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Согласно заявлениям некоторых политических деятелей перед саммитом двадцатки в Индонезии, в мировой политике в самом недалёком будущем будут установлены некоторые новые правила. На встречах мировых лидеров можно будет выяснять отношения с помощью кулаков, площадной ругани, плевков и тычков в спину, распыления газовых баллончиков в сторону противника.

Так помощник президента незалежной Арестович заявил, что Зеленскому с Путиным лучше не встречаться, потому что горячий украинский хлопец может накинуться на президента России с кулаками. А премьер-министр великой когда-то Британии Риши Сунак, которого, как известно, никто не избирал на эту должность, заранее заявил, что при встрече с российским президентом он выскажет ему прямо в лицо всё, что он думает о его политике. Натаску им даёт добрый дядюшка Джо Байден, который давно уже позволяет себе грубые высказывания в адрес нашего президента.

В общем, действительно, не далёк тот день, когда в мировой политике начнёт заправлять некая дворовая шпана, а встречи лидеров стран превратятся в дворовые баталии. О дворовых разборках у нас написано немало стихов и песен. В качестве примера приведу стихотворение Анатолия Тепляшина «До первой крови», взятое из архива автора.

Сегодня мы дерёмся двор на двор.
И Васька-псих сказал, нахмурив брови:
«Всем, кто сбежит, – бесчестье и позор!
Противника лупить – до первой крови!»

Нет, я совсем не трус, но я боялся.
Я в жизни никогда ещё не дрался.
Играл на скрипке и писал стихи…
О, Господи, прости мои грехи!

И вот сошлись, стоим лицом к лицу.
Базар-вокзал – и первые удары.
И я влепил какому-то мальцу –
по груши я лупил вчера недаром.

Мы поддаём друг другу вновь и вновь,
никто из нас не хочет на попятный.
И хлынула уже из носа кровь,
и на рубашке заалели пятна.

А кровь пьянит, как старое вино.
и вот уж злость перекосила лица.
До первой крови мы решили, но –
никак не можем мы остановиться.

Нас кое-как разняли под конец.
И мой малец заплакал вдруг навзрыдно.
И Васька-псих сказал мне: «Молодец!» –
свой двор не опозорил я, как видно.

Я двор чужой два года обходил,
чтоб своего противника не встретить.
Я в честной драке кровь ему пустил, –
но почему так тошно жить на свете?

Надо отметить, что не все повзрослевшие ребята разделяют горький взгляд автора на дворовые разборки. Многие вспоминают об этих потасовках с удовольствием. Ах, как молоды мы были, как искренне лупили! Есть что вспомнить в жизни. Кстати говоря, а откуда брались вот эти традиции кулачных разборок: улица на улицу, двор на двор, один конец села на другой. Не говоря уже о том, что одна страна на другую.

В знаменитых «Мыслях» Блеза Паскаля есть такой фрагмент: «За что ты меня убиваешь?» – «Как за что? Друг, да ведь ты живёшь на том берегу реки! Живи ты на этом, я и впрямь был бы злодеем, совершил бы неправое дело, если бы убил тебя. Но ты живёшь по ту сторону, значит, дело мое правое, и я совершил подвиг!»

С давних пор, начиная ещё с родовых и племенных отношений, представители человечества делятся на «своих» и «чужих» по кровным, территориальным, языковым и иным признакам. И с возникновением государства и развитием цивилизации (цивилизаций) мало что изменилось в мире. Понятия «свой» и «чужой» расширялись, охватывая целые государства и империи, но и внутри огромных человеческих формирований два берега реки очень часто разделяли людей вплоть до враждебных отношений. И всё-таки жила в людях мечта «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

В великую семью, а не в единое мировое государство под предводительством самой сильной и, следовательно, самой агрессивной державы. Как показывает история, и прошлая, и современная, государственные формирования могут оказаться не такими прочными, как духовное единство народов. Тысячелетиями существовали народы, вовсе не имеющие своего государства. Представители многих наций разбросаны по всему миру, помня и о своих корнях, и о своих национальных традициях, и о своем духовном братстве.

И это происходит в то время, когда в единых государствах люди резко разделяются на богатых и нищих, на элиту и презираемый ею народ, на преступников и жертв, на многочисленные сословные и корпоративные группировки. О каком единстве и духовном братстве тут может идти речь? И новый мировой порядок, который навязывают всем народам сильные мира сего, опять-таки подразумевает разделение на «золотые миллионы» хозяев жизни и сотни миллионов обслуживающих их рабов.

В обозримом будущем, пока не наступило великое братство всех народов, не обойтись без государства, но оно должно быть тесно связано с понятием страны, Родины, где каждый человек, независимо от национальной принадлежности, чувствует себя членом единой семьи, объединённой не только общими интересами, но и духовной близостью, чувством патриотизма, любовью к своей земле, к своим соотечественникам.

И тем не менее, мы не можем и никогда не сможем жить только на одном берегу, только в одном дворе. Да, у каждого человека в душе – своя вселенная. Но как влекут путешественника другие страны и другие миры, так и человек стремится к постижению вселенных других людей. И пусть на том берегу и в другом дворе его встречают хлебом-солью, песнями и улыбками, а не направленными в грудь копьями и мечами, дулами автоматов и пушек, криками страха и ненависти.

-2

Переходный возраст. Инфантилизм в современной политике