Найти тему
ЭврикаХаб

Как мигранты учатся в школах России?

Оглавление

Жизнь мигрантов всегда сопряжена с массой сложностей. Лицам, прибывшим в Россию из ближнего зарубежья, тяжело вливаться в иную культуру и свободно разговаривать на русском языке. Возникают проблемы с регистрацией, поиском работы и жилья, с устройством ребёнка в школу. С какими трудностями сталкиваются дети мигрантов, какие условия приходится претерпевать ребятам, которым добавляют в коллектив иностранцев?

Проблемы детей мигрантов

Социализация

Переход в новый школьный коллектив вызывает стресс даже у тех, кто просто меняет образовательное учреждение в пределах своей страны. Что уж говорить о мигрантах, которые попадают в другое государство, погружаются в непривычную атмосферу и не могут наладить контакт с одноклассниками.

Виной этому становится их менталитет, отличающийся от устоев, закрепившихся в российском обществе. Если повезёт, мигранту можно будет примкнуть в классе к такому же ученику из Средней Азии. Но даже наличие близкого по духу человека не сделает процесс адаптации проще: нужно будет уживаться с русскоязычными ребятами и как-то выстраивать диалог.

Источник фотографий: программа социальной и языковой адаптации детей мигрантов «Одинаково разные»
Источник фотографий: программа социальной и языковой адаптации детей мигрантов «Одинаково разные»

Незнание русского языка

Из первого пункта вытекает ещё одна явная проблема, препятствующая общению с учителями и одноклассниками, а также мешающая процессу обучения и восприятия материала. Мигранты не могут похвастаться высоким уровнем владения русским языком, да и учить детей особо некому: обмен информацией в семьях происходит на родном языке, родители разговаривают лишь на ломаном русском, денег на репетиторов нет.

Из-за этого дети не могут в полном объёме понять, какая тема обсуждается на уроке, а выполнение письменных работ становится чем-то запредельно сложным. Все эти факторы сильно бьют по успеваемости учеников.

Источник фотографий: программа социальной и языковой адаптации детей мигрантов «Одинаково разные»
Источник фотографий: программа социальной и языковой адаптации детей мигрантов «Одинаково разные»

Межнациональные конфликты

Дети подсознательно перенимают от родителей отношение к представителям других наций. Ребята запоминают нелестные высказывания, а затем повторяют то же самое мигрантам в лицо.

На формирование мировоззрения оказывает влияние и окружающая обстановка: люди приезжают в Россию из Средней Азии, чтобы найти работу, но отсутствие необходимых навыков и образования мешает занимать руководящие должности. Мигранты кормятся за счёт физического труда, за который им выплачивают небольшие суммы.

Русскоязычные дети наблюдают за всем происходящим, видят хаос, который творится на рынках, вследствие этого у них появляется неприязнь к приезжим. Ребята начинают травить одноклассников, прибывших из ближнего зарубежья, за их нестандартную внешность (относительно славянской), за неграмотность и бедность.

Источник фотографий: программа социальной и языковой адаптации детей мигрантов «Одинаково разные»
Источник фотографий: программа социальной и языковой адаптации детей мигрантов «Одинаково разные»

Отказ в приёме в школу

Не все дети мигрантов зачисляются в учебные заведения. Руководство школы может придумать множество причин, которые не будут законодательно обоснованными. Истинным мотивом может стать, например, нежелание директора создавать диаспору в общеобразовательной среде.

Мигранты не в силах оспорить решения об отказе, их тормозит незнание нормативно-правовой базы Российской Федерации, им сложно корректно изъясняться на русском языке. Поэтому дети остаются без образования и продолжают путь своих родителей, работая за копейки, чтобы только прокормить семью.

Проблемы обучения в классах, где присутствуют мигранты

Дети-мигранты, попавшие в класс к русскоязычным школьникам, меняют структуру образовательного процесса. Учителям приходится несколько раз повторять материал и подбирать самую примитивную лексику, чтобы мигранты смогли впитать информацию. Трудности с пониманием возникают не только в гуманитарных направлениях. Чтобы освоить точные науки, необходимо слушать структурированные объяснения. Некоторые мигранты понимают только отрывки из речи, поэтому у них не складывается полноценное представление о мире математических наук.

Зачисление мигрантов: возможности реализации и правовая база

Набор отдельных классов мигрантов решение проблемы?

Может показаться, что оптимальным выходом из ситуации является создание отдельных коллективов, где будут собраны только дети, прибывшие из стран Средней Азии. Важная задача школ — интеграция всех членов общества в образовательный процесс. Все люди привыкли обитать в своём ареале, им непросто уживаться с представителями других уголков планеты, но делать это нужно, сокращая межнациональную рознь.

Источник фотографий: программа социальной и языковой адаптации детей мигрантов «Одинаково разные»
Источник фотографий: программа социальной и языковой адаптации детей мигрантов «Одинаково разные»

Могут ли мигранты претендовать на место в школе? Что говорит законодательство?

Федеральный закон «Об образовании в РФ» гласит:

§ «Иностранные лица и лица без гражданства имеют право на получение образования в РФ»;

§ «В приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест».

Мигранты должны предоставлять перечень необходимых документов, когда они занимаются зачислением детей в школу. Отказ в приёме можно получить только при отсутствии мест, но нужно учитывать очерёдность. Приоритетны будущие ученики, которые проживают в том же районе, где расположена школа, а также дети сотрудников различных служб. Ещё одна категория — ребята, чьи старшие братья и сестры уже обучаются в данном заведении. Если после набора всех этих категорий остаются свободные ячейки, их вправе занять мигранты.

Вывод

Идеальная модель взаимодействия в социуме — выстраивание межнационального общения, базирующегося на взаимоуважении. Нельзя обвинять мигрантов, считая их глупыми и невоспитанными. Нельзя перекладывать ответственность на русскоязычное население, списывая всё на агрессивность народа. Обучение приезжих с коренными жителями — вопрос дискуссионный, разбивающий людей на разные лагери. Но нужно учитывать, что дети-мигранты не по своей воле оказались в чужой стране, и не вымещать на них злобу.

Лучшее решение — содействие адаптации к нормам, принятым в нашей стране. В рамках расширения социальной интеграции разработаны бесплатные курсы фонда «Образование и наука» по изучению истории и культуры России, русского языка как иностранного.

На курсах дети, для которых русский не является родным, научатся грамотно выражать мысли, расширят словарный запас и кругозор, что станет крепким фундаментом для дальнейшего обучения и реализации потенциала молодого поколения.

Статья подготовлена Фондом "Образование и наука".

-5