Найти тему

Гравёр Маттеус Мериан Старший

Какой город изображен на гравюре? Ниневия, столица ассирийской империи. Туда отправился пророк Иона с проповедью и предупреждениями о том, что через 40 дней город будет разрушен Богом. Жители Ниневии вместе с царем раскаялись, через пост и покаяние получили милость Бога. Бог не разрушил город Ниневию после проповедей пророка Ионы.

Ион.3:5. И по­верили Ниневитяне Богу, и объявили по­ст, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

Ион.3:6. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с пре­стола своего, и снял с себя царское облаче­ние свое, и одел­ся во вретище, и сел на пепле, https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_39/3

На гравюре изображен момент, когда пророк Иона ушел из города и издали ждал разрушения города, не поверив Богу, когда он сообщил пророку Ионе, что передумал разрушать город.

Ион.3:10. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и по­жалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_39/3

Массовое покаяние и особый указ царя о посте изменил ход истории города Ниневии.

Ион.3:7. и по­велел про­воз­гласить и ска­за­ть в Ниневии от име­ни царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,

Ион.3:8. и чтобы по­крыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратил­ся от злого пути своего и от насилия рук сво­их.

Ион.3:9. Кто знает, может быть, еще Бог умило­сердит­ся и отвратит от нас пыла­ю­щий гнев Свой, и мы не по­гибнем». https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_39/3

Маттеус Мериан Старший (1593, Базель - 1650, Бад-Швальбах) - швейцарский художник, гравёр и издатель. 1630-е гг. Иона и тыквенная лоза
Маттеус Мериан Старший (1593, Базель - 1650, Бад-Швальбах) - швейцарский художник, гравёр и издатель. 1630-е гг. Иона и тыквенная лоза

https://www.oldgravura.ru/prod/1640-e-gg-raritet-gravyura-matteusa-meriana--i4836/

Гравюра была сделана Маттеусом Мерианом Старшим (1593, Базель - 1650, Бад-Швальбах) - швейцарским художником, гравёром и издателем, для Библии Мартина Лютера.

Немного информации о Библии Мартина Лютера.

Немецкая Библия Мартина Лютера. Немецкий гуманист, один из «отцов» Реформации — Мартин Лютер (1483—1546) — по праву может считаться и отцом совре­менного немецкого языка. Историки немецкого языка полагают, что роль Лютера для становления и развития немецкого языка столь же велика, как и роль Цицерона для латинского. Основным детищем Лютера-филолога стал перевод Библии на немецкий язык. https://studfile.net/preview/5457913/page:9/

Сюжет. Иона и тыквенная лоза повествует нам о диалоге Бога и Ионы. Сложно себе такое представить, но Иона был раздосадован, что Бог передумал разрушать город. И Бог проучил его палящим солнцем. Иона под тыквенной лозой хорошо скрывался от солнца, но лоза там появилась чудом. И Бог сначала сотворил чудо, а потом выросшую за одну ночь тыквенную лозу спалил солнцем. И пророку Ионе стало жалко лозу. А Бог объяснил Ионе, что ему, Богу, стало жалко жителей Ниневии. Вот об этом гравюра.

"Библейский сюжет - не сожалейте о том, что ушло и было не Вашим (Бог дал, Бог и взял) и о милосердии к заблуждающимся.

1 Иона был очень недоволен и раздосадован.

2 Он молился Господу: "О Господи, не это ли я говорил, когда был ещё дома? Только поэтому я и бежал в Фарсис. Я знал, что Ты – Бог милосердный и сострадательный, не быстрый на гнев и щедрый на любовь, Бог, который из сострадания не посылает бедствия.

3 А теперь, Господи, возьми мою жизнь, ибо лучше мне умереть, чем жить".

4 Но Господь ответил ему: "Разве есть у тебя право так гневаться?"

5 Иона вышел из города и сел с восточной стороны. Он устроил там себе укрытие, сел в его тени и стал ждать, что же случится с городом.

6 По промыслу Господа Бога над головой Ионы выросла тыквенная лоза, дав тень и облегчив этим его ожидание. Иона был очень рад этой лозе.

7 Но на заре следующего дня Бог сделал так, что червь подточил лозу и она завяла.

8 Когда же встало солнце, Господь послал знойный восточный ветер, и солнце так палило над головой Ионы, что он терял сознание. Он хотел умереть и сказал: "Уж лучше мне умереть, чем жить".

9 Но Бог сказал Ионе: "Разве ты в праве так сердиться из-за лозы?" "Да, – ответил Иона, – я до смерти огорчён".

10 И сказал тогда Ионе Господь: "Ты сожалеешь о лозе, за которой не ухаживал и которую не растил. Она выросла за одну ночь, в одну ночь и погибла.

11 А в Ниневии более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить хорошего от плохого, и множество скота. Как же Мне не пожалеть этот великий город!"

Библия, Книга пророка Ионы, 4 глава: перевод WBTC" https://www.oldgravura.ru/prod/1640-e-gg-raritet-gravyura-matteusa-meriana--i4836/

О семье гравёра Маттеуса Мериана.

Младшая линия Базеля. включает подразделение Франкфурта, основанное гравером Маттеусом Мерианом Старшим (1593-1650), чьи потомки стали художниками в период барокко и управляли тем, что стало одно из крупнейших издательств Европы 17 века. Дочь Маттеуса Мериана была натуралистом и художницей Мария Сибилла Мериан. https://ru.wikibrief.org/wiki/Merian_family

Акварели дочери Маттеуса Мериана Марии Сибиллы Мериан.

автор акварели - Мария Сибилла Мериан.
автор акварели - Мария Сибилла Мериан.

http://www.ras.ru/sybilla/16037e37-fefa-4a8a-8d96-04557636911d.aspx

По традиции мы рассуждаем о том, как можно было бы нарисовать этот сюжет. Смотрим где в данной гравюре соблюден принцип золотого сечения. Я вижу, что нигде, горизонт почти по центру, дерево тоже всей массой занимает половину гравюры. Мне нравится настроение главного героя. Передана досада, наблюдение за городом издалека, испуг, может пророк Иона на всякий случай удалился из города Ниневия, не поверив в милость Бога, который решил не разрушать город после массового покаяния.

Нет, все-таки есть золотое сечение. Зрительный центр это взгляд пророка Ионы. Если мы отмерим от левого края до лба пророка Ионы расстояние, то увидим, что это одна третья от длины гравюры. Есть диагонали: лучи солнца, ветки, тень на крепостной стене города. Все эти диагонали, рифмуясь между собой, создают овал, тем самым замыкая композицию. Гравюра становится гармоничным изображением, когда присутствует движение линий по овалу. Не знаю, почему гравёр Маттеус Мериан Старший в левом верхнем углу ветку засветил? Чтобы срифмовать с солнцем? Почему два только луча от солнца, а не три или пять?

Как можно нарисовать, скомпоновать еще? Какие варианты? Пророк Иона наблюдает за городом. Червячок грызет лозу, Иона скоро останется без тени. Вообще, на гравюре пророк Иона немного в такой позе хищника, нет? Затаившийся, ждет спектакль разрушения города. Может он должен сидеть на этом пне. Немного обмякнув, сложить руки беспомощно на колени, ладонями вверх, а голову откинуть назад на ствол дерева. Или может с прямой спиной наблюдать и коснуться одной рукой дерева. Нет, я критикую, анализируя, чтобы расшевелить воображение. Потому что по тексту всё совпадает. Пророк Иона ушел из города, сел с восточной стороны под деревом, сделал себе укрытие и ждал, что случится с городом. А город стоит и не разрушается. А пророк Иона почему-то гневается. И тут чудо с тыквенной лозой. Лоза закрыла солнце. На следующий день лоза высохла. Вот какой момент изображать, пока лоза дает тень и отдых или другой день, когда пророк Иона мучается от зноя и говорит с Богом?

Хорошо изображено в профиль. Мы видим и пророка Иону и ассирийский город Ниневию.

По массам как скомпоновать? Сколько дерева, а сколько пейзажа с городом? А город как изобразить? Столица ассирийской империи Ниневия. Будут ли там вавилонские висячие сады или богатые силуэты храмов, мостов, крепости, дворцов, скульптур.

Рады быть с Вами на связи. Присылайте, в комментариях публикуйте ваши варианты сюжета про пророка Иону и тыквенную лозу.