Найти тему

Гравёры Барокко 1

Мы сегодня рассмотрим только один офорт. Почему? Потому что мы будем рассматривать сюжет и рассуждать о достоинствах офорта и возможных новых вариантах изображения данного сюжета.

Итак начнем. В фокусе нашего внимания гравёры Барокко. Сегодня мы рассматриваем офорт итальянского мастера XVII века. Его имя Сальватор Роза. Сюжет: Церера и Фитал.

Сальватор Роза 
Тип/Техника:
Офорт

Надписи:
Hic Cererem tectis Phytalus susceperat heros, Cui primum sacri largita est semina pomi, Quod mortale genus ficum vocat. ; Сальватор Роза инв. scul.
Сальватор Роза Тип/Техника: Офорт Надписи: Hic Cererem tectis Phytalus susceperat heros, Cui primum sacri largita est semina pomi, Quod mortale genus ficum vocat. ; Сальватор Роза инв. scul.

1662 год, (35.5 x 23 см)

Изображение с сайта: https://imglib.ru/works/npjgnqxu/

фрагмент офорта
фрагмент офорта

Поговорим об офорте. Что говорит о том, что это офорт эпохи барокко? Динамизм. Рифмы. Как разлетается динамично одежда Деметры. Летит вверх ее накидка и рифмуется с деревом. (Вообще, конечно, надо говорить о сюжете. Но сначала немного о композиционных приемах.) А пояс Деметры летит вниз, рифмуясь по диагонали тоже с деревом. Мы видим движение из угла в угол офорта, две большие диагонали. Первая диагональ делается с помощью дерева и одежды Деметры, а вторая диагональ создается облаком или дымом. Откуда на офорте дым? Кроме движения по диагоналям, мы видим движение круговое движение по овалу. Офорт на вытянутом вертикальном прямоугольнике, поэтому это не круг, а овал. Видите? Вот колено Фитала чуть выдвинуто вперед и создает диагональ, рифмующуюся опять с деревом, но важнее, что эта линия обводит овал, который предполагается для композиционного равновесия. Это еще подчеркивается одеждой, спадающей от колена Фитала на землю. Потом рука правая тоже чуть присогнута в локте и тоже дает движение по овалу. Теперь смотрим ноги Деметры. Ее левая нога присогнута, правой она делает шаг вперед и останавливается, протягивая Фиталу дерево с плодами инжира. Одежда Деметры от ее правого колена наклонена ветром в сторону центра офорта, что тоже дает поворот основных линий офорта по овалу. Конечно, можно сказать, что есть очертания треугольника, направленного вниз, который создают края одежды двух главных героев, а там еще колесо, и все это перечеркивается вертикальной линией. А сверху тоже просматриваются очертания треугольника, направленного вверх, а если поискать то и шестиконечную звезду можно вписать в силуэты офорта. Но лучше не искать масонских символов, а двигаться ближе к сюжету. Колесо это просто деталь колесницы, на которой путешествует Деметра. А за Деметрой видим дракона. И видим вторую зубастую пасть, потому что Деметра путешествовала на колеснице с двумя драконами. Вот не очень понятно, откуда дым? То я думала, что это дымит вулкан, сигнализирует нам о присутствии Аида, древнегреческого Бога смерти, ведь у него сейчас по сюжету дочь Деметры Персефона, поэтому богиня плодородия путешествует в поисках своей дочери, то я решила, что это костер, на котором для Деметры готовили угощение, это же сюжет гостеприимство Фитала, но царь и его слуги не могут готовить на костре в лесу. Да, и именно за свое гостеприимство Фитал получил в награду от Деметры дерево инжир, или фи́говое де́рево, или смоко́вница обыкнове́нная, или смо́ква. Еще был вариант, что это костер, ну допустим жертвенный, и что-то, например, фрукты, бросили в костер, как подношение Деметре. Но сейчас я точно вижу по очертаниям куска дерева, которое дымит, что это часть вот того большого дерева на офорте, видите, оно отломано. Я думала это признак засухи, запустения, такое разломанное дерево, а похоже в него попала молния и отлетевший кусок дерева дымит и дымом заволакивает всю сюжетную композицию. И откуда в этом сюжете появилось пораженное молнией дерево? Ну чтобы понять, для этого наверно надо читать Павсания. Еще можем предположить, что сломанное молнией дерево напоминает нам о Зевсе. Потому что Персефона, украденная Аидом, которую ищет Деметра, является дочерью Зевса. Ну а может Деметра колесницей сбила дерево, и оно задымилось от драконов, не знаю.

Фитал

В древнегреческой мифологии Фитал – элевскинский царь. Павсаний рассказывает: «Говорят, что в этой местности Фитал (Производящий растения) принял в своем доме Деметру и что богиня за это дала ему отросток смоквы. Мой рассказ подтверждается надписью на гробнице Фитала: «Некогда здесь царь Фитал почтенную принял Деметру; Тут она осени плод впервые герою явила: Смоквой священной его род людской называет; за это Род Фитала владеет всегда нестареющей славой». https://iknigi.net/avtor-v-obnorskiy/95956-enciklopediya-klassicheskoy-greko-rimskoy-mifologii-v-obnorskiy/read/page-91.html

Вот выше мы видим на русском надпись на офорте, которую я не смогла перевести, только выделила фрагмент. Это энциклопедия Обнорского по греко-римской мифологии.

Вот еще можно почитать про Деметру. https://ancient-mythology.ru/blagosklonnost-demetry/

Символы барокко. Мы видим колесо на офорте.

"Барокко роднит со средневековьем символико-аллегорическое видение мира. Сквозной символ поэзии барокко – колесо Фортуны, которое есть колесо времени. Для изобразительного искусства барокко характерен символ «часы». С темой быстротечности жизни связана тема близкой смерти (танатос). У русских барочных авторов размышления о быстротекущей жизни соседствуют с проповедью благочестия." https://studopedia.ru/20_90967_literaturnaya-teoriya-i-praktika.html

Цикличность исторического процесса. Рассвет экономики, закат экономики. Что происходило в XVI веке в Италии, а что в XVII веке? Каким событиям был свидетель гравёр Сальватор Роза, автор гравюры с Деметрой и Фиталом?

"Сельское хозяйство Италии. В аграрной сфере экономики Италии в XVI в., особенно во второй половине столетия после окончания Итальянских войн, были достигнуты значительные успехи. Увеличивались размеры пахотных земель за счет расчистки пустошей. В Тоскане, Ломбардии широко проводились мелиоративные и ирригационные работы. Повсюду вводились новые зерновые и кормовые культуры." ... "Рост сельскохозяйственного производства сменился, как и в промышленности, наметившимся уже в первые десятилетия XVII в. застоем, а позже — упадком. К середине XVII в. многие освоенные земли пришли в запустение, пашни нередко превращались в пастбища, ухудшался севооборот, росли охотничьи заповедники. Процесс стагнации особенно широко затронул Южную Италию." https://www.istmira.com/karpovsp-istoriya-srednix-vekov-tom-2/1839-italiya-v-xvi-pervoj-polovine-xvii-v.html

То есть возможно эта тема с Деметрой и Фисталом была навеяна гравёру XVII века той разрухой в сельском хозяйстве, которую он видел. И образ Деметры, которая занята поисками дочери Персефоны, украденной Аидом. И пока она ищет дочь, нет плодородия, земля приходит в запустение. И все ждут возвращения из ада Персефоны. Но ана не сможет вернуться к Деметре, к своей матери, надолго, потому что является женой Аида. И земле придется терпеть цикличность рассвета и затухания плодородия. Когда Персефона возвращается к своей матери Деметре, Богине плодородия, то земля начинает расцветать, а потом увядать, когда Персефона возвращается в ад к своему мужу Аиду. И возможно гравёр Сальватор Роза изображает сюжет благосклонности Деметры к царю Фиталу, как символ, чтобы обозначить свое желание возродить сельское хозяйство.

Информация о персонаже древнегреческой мифологии Фитале:

Фитал (др.-греч. Φύταλος «производящий растения») — персонаж древнегреческой мифологии[1]. Герой, жил около Элевсина. Принял в своем доме Деметру, и та дала ему отросток смоквы[2]. От Фиталидов (потомков Фитала) у реки Кефисса получил очищение Тесей, убив Синиса и других[3]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фитал

В греческой мифологии Фитал (древнегреческий: φύταλος, Phútalos) был героем и царем Аттики, который оказал гостеприимство Деметре, когда она искала свою дочь Персефону. Деметра поблагодарила Фитала за его доброту, подарив ему фиговое дерево. Его почитали в Элевсине. Его гробница была показана в деме Лакидай недалеко от Кефиса.[1]

Говорят, что члены клана Фиталиды, которые утверждали, что происходят от Фитала, очистили Тесея от убийств, которые он совершил по пути из Трезена в Афины, и позже были поставлены во главе культа героя Тесея в награду за их гостеприимство.[2] https://en.wikipedia.org/wiki/Phytalus

Почитаем мифы об инжире с сайта https://ancient-mythology.ru/czvety-i-rasteniya/

Инжир

Инжи́р, или Фи́га, или Фи́говое де́рево, или Смоко́вница обыкнове́нная, или Смо́ква (лат. Fícus cárica) — субтропическое листопадное растение рода Фикус семейства Тутовые. Карийским фикус назван по месту, которое считается родиной инжира — горная область древней Карии, провинции Малой Азии. : Важное фруктовое дерево в древней Греции. Инжир ели свежим и сушеным для внесезонного потребления.

Посвящен: Деметре, Дионису

Миф 1: Метаморфоза Сикея. Один из Титанов, сбежавших от Зевса и превратившегося его матерью Геей в смоковницу.

МИФ

Афиней. Пир мудрецов. 78a . (Источник: Афиней. Пир мудрецов. В пятнадцати книгах. / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2004. – С. 22):«Рассуждая во второй книге «Истории растений» о происхождении слова «смоква» (σύκα), Трифон[29] приводит рассказ, содержащийся в Андротионовом «Календаре земледельца», о том, что, когда Зевс преследовал Сикея, одного из титанов, того взяла под свою защиту его мать Гея, и чтобы утешить сына, произрастила дерево; по его имени назван и киликийский город Сикей».

Миф 2: Гостеприимство Фитала. Мужчина, который гостеприимно принял богиню Деметру, когда она искала свою потерянную дочь Персефону. Она наградила его созданием культивируемого фигового дерева.

МИФ

Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. II. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):«[Если идти в Элевсин из Афин, есть]… храм Деметры и ее дочери [Персефоны]… Говорят, что в этой местности Фитал (Производящий растения) принял в своем доме Деметру и что богиня за это дала ему отросток смоквы. Мой рассказ подтверждается надписью на гробнице Фитала:Некогда здесь царь Фитал почтенную принял Деметру;Тут она осени плод впервые герою явила:Смоквой священной его род людской называет; за этоРод Фитала владеет всегда нестареющей славой».

Миф 3: Гамадриада Сики. Нимфа гамадриада смоковницы.

МИФ

Афиней. Пир софистов. Книга III. (Источник: Афиней. Пир софистов. В пятнадцати книгах / Перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 110) (греческий ритор 2-3 вв. н. э.):«Однако эпический поэт Ференик из Гераклеи объявляет, что фига была названа в честь Сики, дочери Оксила, ибо Оксил, сын Орея, женился на своей сестре Гамадриаде и произвел на свет, среди других, Карию (орех), Балану (желудь), Кранию (кизил), Морею (шелковица), Эгеру (черный тополь), Птелею (вяз), Ампелу (виноградник) и Сику (фиговое дерево); от них, прозванных нимфами–гамадриадами, многие деревья получили свои имена».

Что можно было нарисовать? Очень интересный герой Триптолем. Имя Триптолема происходит от греческих слов triptos и lemma, означающих «Тот, кто колет шелуху» https://ancient-mythology.ru/triptolem/

Итак, мы рассмотрели миф о Деметре и Фитале. Познакомились с символами барокко. И в итоге порассуждаем на тему того, что можно нарисовать еще сегодня.

Мне вспоминается образ героя из русских былин. Микула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла[1]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Микула_Селянинович

Вот хотелось бы увидеть офорт, или гравюру, или рисунок пером и тушью или карандашом. О чем? О цикле жизни. Чтобы был образ солнца. Колеса телеги. Потом вот эта земля, черноземная. Может выбрать горизонтальный формат. Вертикальный формат это про небо, а горизонтальный формат это про землю. Сделать движение по диагоналям и по овалу. Вот как пахарь-богатырь пашет землю? Как сделать движение по кругу? Может над ним холм округлый. Может озеро вдали. Облака. Дерево по диагонали наклонилось. Какие еще могут быть диагонали и овалы? А зачем они? Чтобы сделать итальянскую в стиле барокко композицию. А зачем в барокко изображать богатыря-пахаря? Ну вот мне ассоциируется барокко и земледелие. Надо попробовать, посмотреть, что будет.

Надо еще поизучать сюжет с Триптолемом. Триптолем переводится как раскалывающий шелуху.

Вот есть интересно персонаж из русских былин, обрабатывающий зерно. Это тоже важно. Одно дело вырастить. А еще нужно сделать пищевой продукт из зерен. Надо знать методы шелушения зерна.

Рады, что вы проявляете интерес к искусству барокко и искусству офорта и гравюры. Вдохновенья Вам и новых сюжетов.