Одна из главных и масштабных задач, которая стоит перед нами, и которая была выявлена в ходе всех нынешних событий, это совершенно очевидные проблемы в структуре нашей экономики, не соответствующие понятию суверенитета. Да, наша экономика и финансовая система оказались крепче, чем мы думали, и не рухнули через два-три месяца после начала СВО, как ожидалось европейцами, но очаровывать себя этим и убаюкивать не надо. Рухнуть мы не рухнули, но негативные явления, связанные с санкциями, существуют, и они будут накапливаться со временем. Это первое.
Второе. Слишком много проблем уже выявлено за эти девять месяцев в производстве, организации экономики, которые должны лечь в основу новой экономической стратегии. И какие бы проблемы не выявлялись за последнее время, мне кажется, что они подталкивают нас к одному: мы должны использовать кризисные явления и проблемы для переосмысления стратегии развития страны, и экономики в том числе.
Вот сейчас, совершенно очевидно не хватает того, сего, пятого-десятого, не можем делать здесь и здесь. Выводы из этого какие? Да, используем сейчас параллельный импорт, чтобы заткнуть дыры. Ну а стратегический вывод какой? Нужно возрождать эти отрасли, или создавать заново!.. Для этого должна быть программа. А что такое программа по созданию и возрождению отраслей? Это производственные мощности, то есть, новые заводы и фабрики, это высшее и среднее специальное образование, которое будет готовить кадры для этих заводов и фабрик, и это инфраструктура, которая будет обеспечивать работу этих заводов и фабрик, и развивать территорию страны.
Вот какие выводы надо делать сейчас. И когда мы замыкаемся на каких-то сиюминутных проблемах, мессенджеры нам компостируют мозг, здесь плохо, там плохо, это всё правильно, пусть они об этом сообщают, но из этого надо делать вывод не «уныние», «паника», и «вырывание волос», из этого надо делать выводы в отношении изменения стратегии развития страны.
Россия не вчера появилась, слава Богу, тысячу лет существует наша государственность, и я вас уверяю, не завтра она исчезнет. Я исторический оптимист, и считаю, что и через это мы пройдём, вопрос только, какой ценой. Так вот сейчас надо этим в первую очередь заниматься. Новым планом развития страны, исходя из тех проблем, которые выявлены. Чего не хватает, где не хватает, почему не хватает, и как с этим справляться. Мы не можем стратегию развития страны выстраивать, исходя из мысли о том, что мы купим всё в Китае, или, исходя из надежд о том, что скоро всё закончится, и вернётся, как было. Во-первых, нам не надо, чтобы вернулось, как было. Как было? А было так, что все наши бабки лежат в иностранных банках, и ими распоряжаются совершенно чужие нам люди, производства своего нет, мы всё покупаем, и в самый неудачный для нас момент наши враги могут всё это заблокировать.
Мы должны сделать выводы и выйти из этого положения, и понять, что, да, наша финансовая система оказалась более устойчивой, чем рассчитывали наши враги, но в целом, надо понять простую вещь, что концепция и философия нашего экономического устройства не соответствует тем вызовам суверенитета, которые перед нами ставит история XXI века. То есть, нужны большие проекты, в которых без участия государства не обойтись.