Найти тему

Зачем сегментировать клиентов? Разбираемся в смысле и принципах

Оглавление

Сегментация – разделение потока клиентов.

По какому признаку?

А тут каждый решает сам.

изображение с сайта https://www.freepik.com/free-vector/audience-segmentation-abstract-concept-illustration_11667653.htm#query=clients&position=4&from_view=search&track=sph
изображение с сайта https://www.freepik.com/free-vector/audience-segmentation-abstract-concept-illustration_11667653.htm#query=clients&position=4&from_view=search&track=sph

Например, в цветочной компании мы различаем: розницу, опт, сетевой ритейл.

У каждой группы клиентов есть свой уровень наценки, свои условия работы и требования.

Входная себестоимость цветов одна и та же.

Но оптовик купит цветы в заводской упаковке, а для розничного клиента их надо выставить на витрину.

Перед продажей в ритейл их стикеруют, сортируют, расставляют по заказам, упаковывают по правилам сети и доставляют в магазин.

Так же и коммерческое предложение будет отличаться. Зная нужды каждой группы клиентов, мы подстраиваем под них предложение своих товаров/услуг.

У магазина детской одежды другой принцип.

Они разделяют клиентов по возрасту ребенка. И кладут небольшой подарок в каждый заказ. Например, для малышей до года – это деревянная игрушка. Для детей от 2 до 4 – наклейки, а для детей 6-10 лет – книга.

Графический дизайнер сегментирует клиентов по частоте заказов.

Например, я на постоянной основе работаю с одним специалистом. И я знаю, что для меня и ценник немного другой, и мой заказ сделают в первую очередь.

Сегментация клиентов нужна даже на этапе тестирования спроса. Когда вы еще не открыли компанию.

Это помогает вам сразу продумать разный подход к разным группам клиентов. Четко проработать их нужды. Более точно оправдать их ожидания. Лучше решить их проблемы и страхи.

Итак.

1. Определите, по какому принципу вы будете разделять клиентов.

Может быть все, что угодно.

Пол, возраст, увлечения, схема работы и т.п.

Какого-то единого правила нет. Все опирается на вашу бизнес-модель и ЦА (целевую аудиторию).

2. У каждой категории выделите страхи, боли, проблемы, которые вы решаете своим продуктом.

Эти данные вы будете использовать в формировании маркетинговых стратегий.

Например, вы хотите привлечь состоятельных людей. Но в вашем портфеле клиентов также есть и молодые мамочки.

Так вот, состоятельным клиентам вы не будете рассказывать о трудностях материнства, а матерям – об эффективном использовании заемных средств.

Хотя продукт у вас один и тот же – приложение по выбору банковских продуктов.

3. По каждой боли/проблеме/страху пропишите как ваш продукт их решает. Какие преимущества покупки именно у вас?

Продумайте свое позиционирование. Например, для мамочек подойдет такая же мамочка с ребенком, которая пользуется приложением.

А для состоятельных клиентов – финансовый консультант.

Чувствуете разницу?

4. Обязательно проанализируйте, будет ли отличаться ценообразование у разных категорий клиентов.

Это важно понять в самом начале. И грамотно составлять коммерческие предложения.

Если масштаб вашего бизнеса позволяет, то за каждой категорией закрепите отдельного менеджера. Так сотрудник лучше и глубже изучит потенциальных клиентов. И сможет сформировать отличное предложение.

А вы сегментируете клиентов в своем бизнесе?

Какие категории клиентов есть у вас?

Делитесь в комментариях.