Весной девятисотого года, к столетию Николая I, казна выделила деньги на строительство здания, которому было решено присвоить имя основателя железных дорог Российской империи. С тех пор вплотную к Юсуповскому саду примыкает один из старейших музеев города.
В этом же году во Франции проходила Всемирная техническая выставка, к которой Россия усердно готовилась и по итогам получила много наград.
Популярностью у посетителей пользовалась панорама Сибирской железной дороги Павла Пясецкого, оригинал которой хранится в Эрмитаже. Оцифрованную панораму сейчас можно увидеть на мониторе перед началом экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта (ЦМЖТ).
В Париже для просмотра панорамы публика усаживалась в импровизированные вагоны, которые слегка покачивались, создавая иллюзию движения, и перед зрителями проплывали акварели, наклеенные на полотно. Пясецкий проехал всю магистраль от Самары до Владивостока. Длина картин составляет без малого километр.
В начале 19 века железных дорог в стране не было, а манифест Александра I уже провозгласил организацию института Корпуса инженеров путей сообщения. В учебное заведение принимались молодые люди старше 15 лет дворянского происхождения, владеющие французским языком. Руководителем института назначили Августинa де Бетанкурa-и- Молина.
В «особой зале» Юсуповского дворца, стали появляться чертежи, макеты, личные вещи бывших путейщиков и ценные подарки.
Корпус готовил специалистов для строительства мостов, пристаней, шлюзов. Воспитанники ходили в зеленой форме, за это их звали «лягушатами». Окончив институт и получив звание поручика, выпускники могли быть отправлены в любую точку страны для выполнения задач государственной важности.
В первом зале вспомнила только паровоз, построенный в Нижнем Тагиле отцом и сыном Черепановыми. Паровоз невелик, но исправно возил грузы весом около трех тонн по заводским рельсам.
Удивили билеты на дилижанс, сначала решила диплом, ан, нет, красивый лист формата А4 с правилами для пассажира – «посадочный талон».
Около кассы с билетами из латуни задержалась надолго. Чем не жетон метро, только форма другая, но принцип тот же. Проездной билет из Петербурга в Царское Село называли «жестянкой», стоил билет около 2,50 рублей. Прибыв на станцию назначения проездной возвращался кондуктору.
Шли тридцатые годы 19 века, Николай I настаивал на строительстве железной дороги из Петербурга в Москву. После долгих споров началась укладка рельсов навстречу друг другу. Крепостные крестьяне в тяжeлeйшиx условиях киркой и лопатой прокладывали за неделю около 20 км стального полотна.
После отмены крепостного права на карте России стали появляться новые железнодорожные сети: Петербургско-Варшавская, Екатерининская, Уральская, Закаспийская и другие, к началу 20 века сеть железных дорого достигла 32 тысяч километров.
В зале мостостроения на почетном месте модель моста, побывавшая на выставке в Париже. Русские мостостроители продемонстрировали Европе способ строительства переправы через реку Енисей.
Здесь же уменьшенная копия парома-ледокола «Байкал», построенного в Англии для перевозки вагонов. Прибыл паром в Россию в разобраном виде, собирали его на берегу Байкала. В 18-м году паром попал под oбcтрeл и затонул. Поднимать эту махину со дна озера не стали.
Следующие залы - раздолье для мальчишек - великолепно сделанные модели вагонов и паровозов, звон станционного колокола, прекрасный рассказ экскурсовода и немного свободного времени для осмотра емкостей для перевозки рыбы, плацкарта и купе премиум класса.
В отдельном помещении действующий макет сортировочной горки. Взрослые и дети с одинаковым интересом наблюдали как паровоз тянет состав, как разъезжаются и сортируются вагоны, все строго по расписанию.
Рядом нашумевшая модель двухэтажного вагона с куполом для обзора, который был построен в Ленинграде в середине 60-х, но массового применения не увидел.
Как было не подойти к знакомой с детства «паровозовой сестричке», на которую мы бежали по платформе Финляндского вокзала, чтобы ехать на дачу.
Во время экскурсии узнала не только новое, но и вспомнила немало. Наш старый музей ценен не только тем, что смотрит фасадом на Садовую третью сотню лет, но еще и тем, что помнит нас детьми.
Спасибо, что прочитали!