Найти тему
Зоя Belaya

Старейший, легендарный и Николаевский

Весной девятисотого года, к столетию Николая I, казна выделила деньги на строительство здания, которому было решено присвоить имя основателя железных дорог Российской империи. С тех пор вплотную к Юсуповскому саду примыкает один из старейших музеев города.

Вход в музей железнодорожного транспорта, ул. Садовая, дом 50
Вход в музей железнодорожного транспорта, ул. Садовая, дом 50

В этом же году во Франции проходила Всемирная техническая выставка, к которой Россия усердно готовилась и по итогам получила много наград.

Популярностью у посетителей пользовалась панорама Сибирской железной дороги Павла Пясецкого, оригинал которой хранится в Эрмитаже. Оцифрованную панораму сейчас можно увидеть на мониторе перед началом экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта (ЦМЖТ).

Выставка на лестнице музея посв. Всемирной выставке в Париже 1900 год
Выставка на лестнице музея посв. Всемирной выставке в Париже 1900 год

В Париже для просмотра панорамы публика усаживалась в импровизированные вагоны, которые слегка покачивались, создавая иллюзию движения, и перед зрителями проплывали акварели, наклеенные на полотно. Пясецкий проехал всю магистраль от Самары до Владивостока. Длина картин составляет без малого километр.

Фрагмент парижской выставки в ЦМЖТ
Фрагмент парижской выставки в ЦМЖТ

В начале 19 века железных дорог в стране не было, а манифест Александра I уже провозгласил организацию института Корпуса инженеров путей сообщения. В учебное заведение принимались молодые люди старше 15 лет дворянского происхождения, владеющие французским языком. Руководителем института назначили Августинa де Бетанкурa-и- Молина.

Знаки отличия студентов института Корпуса инженеров
Знаки отличия студентов института Корпуса инженеров

В «особой зале» Юсуповского дворца, стали появляться чертежи, макеты, личные вещи бывших путейщиков и ценные подарки.

Корпус готовил специалистов для строительства мостов, пристаней, шлюзов. Воспитанники ходили в зеленой форме, за это их звали «лягушатами». Окончив институт и получив звание поручика, выпускники могли быть отправлены в любую точку страны для выполнения задач государственной важности.

Диплом выпускника Института инженеров путей сообщения, 1864 год
Диплом выпускника Института инженеров путей сообщения, 1864 год

В первом зале вспомнила только паровоз, построенный в Нижнем Тагиле отцом и сыном Черепановыми. Паровоз невелик, но исправно возил грузы весом около трех тонн по заводским рельсам.

1-й зал музея. Зарождение ж/д в России. В центре первый русский паровоз Черепановых. Модель выполнена в масштабе 1:2, 1834 год
1-й зал музея. Зарождение ж/д в России. В центре первый русский паровоз Черепановых. Модель выполнена в масштабе 1:2, 1834 год

Удивили билеты на дилижанс, сначала решила диплом, ан, нет, красивый лист формата А4 с правилами для пассажира – «посадочный талон».

Около кассы с билетами из латуни задержалась надолго. Чем не жетон метро, только форма другая, но принцип тот же. Проездной билет из Петербурга в Царское Село называли «жестянкой», стоил билет около 2,50 рублей. Прибыв на станцию назначения проездной возвращался кондуктору.

Касса с билетами из латуни Царскосельской ж/д, 1837 год
Касса с билетами из латуни Царскосельской ж/д, 1837 год

Шли тридцатые годы 19 века, Николай I настаивал на строительстве железной дороги из Петербурга в Москву. После долгих споров началась укладка рельсов навстречу друг другу. Крепостные крестьяне в тяжeлeйшиx условиях киркой и лопатой прокладывали за неделю около 20 км стального полотна.

После отмены крепостного права на карте России стали появляться новые железнодорожные сети: Петербургско-Варшавская, Екатерининская, Уральская, Закаспийская и другие, к началу 20 века сеть железных дорого достигла 32 тысяч километров.

В зале мостостроения на почетном месте модель моста, побывавшая на выставке в Париже. Русские мостостроители продемонстрировали Европе способ строительства переправы через реку Енисей.

Экспонат Всемирной выставки в Париже 1900 года. "Способ строительства моста через реку Енисей на Великом Сибирском пути"
Экспонат Всемирной выставки в Париже 1900 года. "Способ строительства моста через реку Енисей на Великом Сибирском пути"

Здесь же уменьшенная копия парома-ледокола «Байкал», построенного в Англии для перевозки вагонов. Прибыл паром в Россию в разобраном виде, собирали его на берегу Байкала. В 18-м году паром попал под oбcтрeл и затонул. Поднимать эту махину со дна озера не стали.

Модель парома-ледокола "Байкал" демонстрировалсь в Париже
Модель парома-ледокола "Байкал" демонстрировалсь в Париже

Следующие залы - раздолье для мальчишек - великолепно сделанные модели вагонов и паровозов, звон станционного колокола, прекрасный рассказ экскурсовода и немного свободного времени для осмотра емкостей для перевозки рыбы, плацкарта и купе премиум класса.

Вагон класса люкс
Вагон класса люкс

В отдельном помещении действующий макет сортировочной горки. Взрослые и дети с одинаковым интересом наблюдали как паровоз тянет состав, как разъезжаются и сортируются вагоны, все строго по расписанию.

Макет механизированной сортировочной горки. Создан в 1935 году
Макет механизированной сортировочной горки. Создан в 1935 году

Рядом нашумевшая модель двухэтажного вагона с куполом для обзора, который был построен в Ленинграде в середине 60-х, но массового применения не увидел.

Модель двухэтажного пассажирского вагона с куполом для обзора. Вагон построен в 1965 г
Модель двухэтажного пассажирского вагона с куполом для обзора. Вагон построен в 1965 г

Как было не подойти к знакомой с детства «паровозовой сестричке», на которую мы бежали по платформе Финляндского вокзала, чтобы ехать на дачу.

Электропоезд ЭР10 выпускался Рижским вагоностроительным заводом
Электропоезд ЭР10 выпускался Рижским вагоностроительным заводом

Во время экскурсии узнала не только новое, но и вспомнила немало. Наш старый музей ценен не только тем, что смотрит фасадом на Садовую третью сотню лет, но еще и тем, что помнит нас детьми.

Спасибо, что прочитали!