Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Агрессивное поведение детей: механизмы возникновения буллинга

Правила и нормы существуют для взрослых. Дети не всегда готовы им следовать. Особенно сложно тем, кто не привык соблюдать границы, с кем грубо обращались или обесценивали в семье, кто пережил давление и агрессию со стороны взрослых.

Одни дети готовы компенсировать свою боль за счёт переживаний других. Они стремятся установить свои правила в коллективе или поддерживают тех, кто их устанавливает.

Другие так боятся испытать унижение, что сами будто притягивают к себе того, кто их обидит.

Когда все они встречаются в одном коллективе - начинаются проблемы в отношениях.

О причинах и последствиях буллинга и травли читайте в предыдущей статье.

Давайте рассмотрим механизмы их возникновения. Какие ситуации в коллективе могут провоцировать в детях агрессию по отношению друг к другу.

Почему возникает буллинг в детском коллективе

1. Ребёнок-агрессор в коллективе

По разным причинам у ребёнка может появиться потребность унижать других детей, провоцировать на конфликт и применять физическую силу. Появление такого ребёнка в коллективе может создать ситуацию буллинга.

-2

Ребёнок-агрессор всегда найдёт свою жертву - того, кто не может дать отпор. Иногда агрессор может собрать вокруг себя группу, чтобы "свалить" сильного ребёнка-лидера. Взрослому, управляющему детским коллективом, далеко не всегда удаётся справиться с ситуацией, так как ребёнок-агрессор может не признавать авторитета.

"За спиной" ребёнка-агрессора нередко стоят родители, которые не только не препятствуют, но могут и поощрять вызывающее поведение своего чада, считая это проявлением силы и лидерских качеств.

2. Взрослый-провокатор

Нередки случаи, когда взрослый проецирует своё отношение к ребёнку на весь детский коллектив. Своими замечаниями, фразами, а иногда и прямым текстом взрослый настраивает детей против него.

-3

Дети, таким образом, получают разрешение от взрослого на то, чтобы выражать непринятие, обзывать, указывать однокласснику. Жертва в этой ситуации оказывается отвергнутой всем коллективом под предводительством взрослого.

3. Ребёнок непонятен детям

Детям важна безопасность. Они склонны проверять всё новое и неизвестное. Задача - понять и признать безопасным.

Когда в коллектив приходит новый ребёнок, он становится объектом изучения для детей. Они подходят, знакомятся, общаются. Если новичок открыт и понятен - они признают его "своим" и он займёт место в коллективе.

-4

Если же в коллектив приходит ребёнок с особенностями развития, неадекватным поведением или очень замкнут, дети не могут его понять и признать безопасным. В этой ситуации необходима поддержка взрослого.

Если у кого-то из детей не возникнет понимание и принятия нового члена коллектива - он не почувствует безопасность и может начать беспокоиться. Это беспокойство проявится в негативном отношении к новичку.

4. Ребёнок пытается всех контролировать

Такой ребёнок имел в прошлом травматичную ситуацию, в которой он почувствовал себя небезопасно в детском коллективе. Поэтому, приходя в коллектив, он каждый раз испытывает сильную тревогу. Он не может расслабиться, постоянно ожидая нападения.

-5

Внешне эта тревога проявляется в стремлении всех контролировать, оценивать, поучать. Беспокойство усиливается при появлении новых детей в коллективе.

Разумеется, другим детям не нравится, что их постоянно трогают и контролируют. Они стремятся отгородиться от агрессора: дружат против него, нападают сами, отказывают в общении.

Без должной поддержки учителя и родителей, а также работы с психологом, такой ребёнок постоянно будет центром конфликтов или может стать изгоем.

5. Ребёнок не способен за себя постоять

Это та самая жертва буллинга. Ребёнок, переживший сильное унижение, жестокое обращение, потерявший чувство собственного достоинства.

Он смирился с ролью жертвы и подсознательно ждёт, что с ним опять плохо обойдутся. Придя в коллектив, он будет "искать" своего агрессора и создавать ситуации унижения для самого себя. Всем остальным останется только "подыгрывать" ему.

-6

В этом случае необходима работа с психологом.

С какими из этих ситуаций Вы встречались?

Нужно ли отвечать на оскорбления?

Ваш семейный психолог Екатерина Шумейко 💞

Запишитесь на консультацию на сайте или в WhatsApp +79605238687.

Воспользуйтесь бесплатной экспресс-консультацией.

Всё будет хорошо💖

Автор: Екатерина Шумейко
Психолог, Детский психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru