Решил написать о своем походе на Эльбрус в августе 2022 года, потому что: 1) все спрашивают одно и то же: А как там? А почему один пошел? 2) Чтобы самому не забыть и закрепить впечатления, сравнить их с восхождением 2008 года и поэтому для себя оставляю много мелких подробностей.
На часах 1:08, высота приюта «Орлиное гнездо» 4079 м – принимаю решение стартовать. Далеко выше меня виднеются три фонарика уже стартовавших, ниже – кажется всего один. Небо звездное, ярко светит луна, но гора в тумане. Фонарик иногда выключаю, пока довольно светло, да и топать в одинокой тишине при лунном свете весьма романтично.
2008 год, 14 лет назад, тогда я был в составе спонтанной, но организованной группы. Стартовали мы примерно в два ночи, но вереница из фонариков выглядела сплошной змейкой. Тогда еще знаменательная дата была – 7.08.08, перед грузино-абхазским конфликтом. Сегодня 18.08.22 и другая международная обстановка.
Сейчас решения принимать предстоит самому. Михаил решил не рисковать и подняться на ратраке, поэтому я выхожу раньше, чтобы иметь шанс догнать его хотя бы на финише.
Скоро понимаю, что утеплился преждевременно, напялив все слои одежды. В штурмовой рюкзак перекочевали легкий пуховик и дополнительная куртка (которая в дальнейшем не пригодилась). Остаюсь в термобелье и разминке-флиске, на ногах у меня всего один слой, ну не люблю я трико поддевать с детства:). Трекинговые ботинки с двумя носками, флисовая шапочка, баф, беголыжные варежки, очки.
Перед Скалами Пастухова догоняю первую группу из двух парней, пообщавшись ухожу вперед, крутизна склона растет, иду змейкой. В стороне нас обгоняют ратраки.
Добираюсь до конечной остановки местного транспорта, здесь люднее, небольшая группа идет вниз, еще несколько групп обгоняю. Поднимается поземка, но видимость неплохая. Одеваю пуховик.
Примерно спустя 3 часа – и я на Косой полке, видимость ухудшается, но надеюсь, что с рассветом туман сдует. Тропа довольно широкая, местами расходится в две полосы, идти комфортно. Слева от Косой, где - то после продолжительного полета по склону находится место с поэтическим названием «Трупосборник», которым пугают новичков, ситуация меня ничуть не беспокоит, риск вероятен пожалуй только в экстремальных погодных условиях.
Ближе к пяти часам светлеет, иногда пробиваются лучи восхода. Пока я достаю телефон, картина возвращается – поземка, облачность. В начале шестого с рассветом небо очищается, настроение повышается, подбадриваем друг друга, расходясь с очередными восходителями. Всего до седловины обгоняю 5-6 небольших групп.
То есть народу немного, но нужно сказать, что недавно началась «Эльбрусиада» и сегодня по программе день отдыха, а старт назначен на завтра.
Но на подходе к седловине начинает дуть северный ветер и видимость резко падает. Иду внимательно, стараясь не пропустить развилку, ведущую налево, к Западной вершине. Вот тут, как и 14 лет назад, начала проявляться горная болезнь. Если прошлый раз меня прилично накрыло, в этот раз ловлю заторможенность восприятия и координации движений. Состояние усугубляется ветром с видимостью 50-100 м, хотя тропа вот она. Неожиданно перед глазами встают огромные тени людей, несколько шагов – вот он, перекресток и к моей радости группа кавказских туристов. Тут опять светлеет, достаю термос, пью чай, съедаю гель, жизнь налаживается.
Выхожу с группой, тут же обхожу её, начинаются перилла, выстёгиваюсь в них страховкой. Крутой подъем осложняет сильный ветер, который достигает ураганной силы на крутом участке при выходе на Западный купол. Тут, на повороте к вершине, кончаются перилла, а сдувающий северный ветер заставляет задуматься – как пройти небольшой «лоб» перед выполаживанием. Доволен, что наконец-то пригодился ледоруб! Не спеша и сосредоточенно, чтобы не потерять снаряжение, меняю палки на ледоруб. В итоге, раз пять зарубившись, на корячках добираюсь до большой группы, стоящей перед вершиной. Дальше участок в пару сотен метров мне кажется, что идем час. Хорошо, что нет очереди, захожу с группой на вершину. Впечатления разительно отличаются от прошлого восхождения, когда мы проводили время, фотографировали себя и панораму Большого кавказского хребта. Сейчас даже возможности не было достать фотоаппарат. Мельком пролетела варежка, сорвавшаяся у девушки. Меня, уже отчаявшегося что-то сделать выручил гид группы, который снимал на протягиваемые телефоны всех желающих. Удалось даже достать флаг Горного университета и снять видео!
Спуск к седловине, пожалуй, стал самым напряженным испытанием. Был момент, когда я споткнулся, или качнуло меня, на что соседи тут же заботливо отреагировали. Чувствую что подзамерз, но не так, чтобы начать утепляться. Страховочный строп местами был явно коротковат, но в целом спуск прошел безопасно. Раз гид перекинул и мой карабин, зафиксировав его предохранительной гайкой. Еще запомнилась его фраза знакомому – мол, что и в непогоду я группу сводил.
Седловина, почти дома) Гид общается с женщиной по поводу туриста, которому стало плохо и он находится в высотной хижине. Понравились его четкие действия – выдал два баллона с кислородом, таблетки с инструкцией по применению, вызвал по рации спасателей и соседнего гида для дополнительной поддержки.
В качестве благодарности организую групповое фото группы на свой фотоаппарат, которое позже я им отправил. В итоге проходит минут 15, я перевожу дух и иду к косой полке, ветер здесь стихает, спокойно делаю фотографии. Мишки так и нет, думаю тот мужчина – ну не он ведь?
На косой полке стало сильно двоится в глазах, чтобы исключить возможную причину меняю темные очки на спортивные, становится некомфортно от яркого света, двоение не проходит. Одеваю опять темные, эффект вызывает только зрительный дискомфорт, видимо связан с реакцией организма на высоту и внизу зрение незаметно приходит в норму.
Спуск от Пастухова по рыхлому снегу делаю сняв кошки скользящим шагом, что значительно ускоряет процесс. Идет самый легкий, но самый длинный участок, уже в организме кончается гликоген, поздно вспоминаю что давно не перекусывал. Доедаю сухофрукты с орехами, глисирую дальше (оказывается иногда это опасный прием, под рыхлым снегом от ратрака могут скрываться русла ручьев глубиной до метра, но в этом сезоне воды не так много было).
С встречающимися попутчиками делимся впечатлениями, и наконец, добираюсь до лагеря, где встречает, ура! Михаил, который как оказалось, к огромному сожалению, в последний момент отказался от восхождения по состоянию простуженного здоровья.
В домике я уже герой, мне откровенно завидуют: мол, мы тут днями командой акклиматизируемся, все уже по кругу переболели простудами, а оказывается можно так взять и подняться)
6:25 занял путь наверх, 4 – вниз.
Эндорфины, дофамины и сиротины зашкаливали сильнее, чем после марафона. Еще было сильное желание не одевать ботинки, а спуститься до подъемника в сланцах, что я и почти сделал, немного не рассчитав дистанции все-таки пришлось переобуться). Запала хватило дойти с рюкзаком от Азау до Терскола. А завтра устроил две тренировки - утром побежал имитацию в новую локацию – к водопаду Терскол через одноименное ущелье, после обеда сбегал по своему маршруту к Поляне нарзанов.
Предшествующая акклиматизация прошла классически: Девичьи косы с обсерваторией. Чегет. Приют 11. А вот Скалы Пастухова мы посетить не успели.
Ну и каждое утро бег от дома в Терсколе вниз по дороге до Поляны Нарзанов (иногда дальше) и обратно - получалось 10 км. Тренируется очень много лыжников, но сборников не встретил, видимо бегают сильно раньше из-за транспорта, к которому в принципе привыкаешь. Вверх к Азау раз бегал – не понравилось.
В походы выходили семьями, шли не спеша. Когда поднимались до водопада решили пару раз срезать, в итоге пожалели, девушкам пришлось тяжело, оставили их у воды, сами с Мишей дошли до Обсерватории.
На Чегет прособирались, потом засиделись с ожиданием еды в кафе Ай и в итоге на спуске опоздали на подъёмник. Спуск был затяжным, тяжелым для наших ног и для Михаила явно лишним. Еще изрезал гортекс новеньких трекинговых асикcов, в общем, день не задался.
Следующий день – выдвигаемся акклиматизироваться на Гору. Оказывается финишная станция старого подъемника для подъема пешком оказывается примерно на час ниже новой. Билет на креселку приобретается у местного горца, а вниз они пускают без билета, так как здесь еще Советский Союз. Топаем до Приюта 11, где я удачно договариваюсь на ночевку в Орлином гнезде, это еще выше, что радует. Наше время лимитирует канатка, поэтому, наученные горьким опытом, возвращаемся с запасом времени. Опять утром прособирались, с ботинками*, на этот раз((
Прогноз погоды всю неделю неплохой, но не идеальный – минус 15, ветер, вечером небольшой снег. Наблюдения за горой всю неделю показывают, что рано утром гора обычно в тумане, затем, к обеду начинает очищаться. Но вот начиная с послезавтра специализированный ресурс прогноза предсказывает ухудшение погоды. Принимаем решение идти завтра.
Разобрались со снаряжением, упаковали рюкзаки. Едем на гору уже на новом подъемнике. Домик полон участниками Эльбрусиады. Погуляли вверх-вниз, попробовали кошки, обновили чай в термосах. Незаметно проходит время, укладываемся спать на несколько часов. Ночью на восхождение – и похоже собираемся только мы.
В заключительный день поход к водопаду Терскол уже с семьей, а вот друзья уже сдались – остались отдыхать дома. Очень красивая местность, чувствуешь себя как хоббит в Раздолье, а за перевалами вулканический Ородруин, ой Эльбрус) Рекомендую!
Некоторые выводы:
Еще раз подтверждается, что для того чтобы обезопасить и облегчить восхождение, в порядке критичности:
- акклиматизация (а это время);
- мониторинг погоды;
- ОФП и занятия цикликой (у меня сработало до седловины);
- экипировка.
Ну и конечно, опыт, здравый смысл, трезвая оценка своих сил и решительность как в достижении цели так и принятии о возвращении с маршрута. По ощущениям нагрузка оказалась выше, чем на марафоне, который бежал две недели назад.
*Про ботинки. Ботинки у меня были классные, брал я их в Манараге в 2008 году, зашел тогда в них на Гору, с тех пор лежали в коробке в сухом, прохладном, недоступном для солнечных лучей с постоянной t 10-20С (гараже). Утром выходим мы из дома, через 100 метров у меня отваливается подошва. Возвращаемся домой – вторая. Но есть прокат! Подбираю аналоги, идём! Слегка велики, поэтому в итоге натираю мозоли. Вспомнил рецепт от супермарафонца-Олега из Салехарда, вечером намазал мозоли цинковой мазью, к утру подсушило корочку, залепил пластырем и забыл.
Оказывается это проблема всех подобных ботинок, заключающаяся в старении пористого амортизирующего материала между резиновой подошвой и ботинком. Ресурс этой дряни примерно 10 лет. Хорошо, что приключилось это в тот момент как у меня, хуже – если вне цивилизации, тогда, наверное, поможет только скотч (см. фильм Дикая). Или еще можно попасть купив ботинки, которые пролежали на складе/у предыдущего владельца n лет.
Про снаряжение. Практически все альпийское снаряжение, кроме ботинок, я взял в университете. Спасибо турклуб! Самостоятельно дооснастил ледоруб темляком и пояс отрезками веревки. Палки тоже свои, обычные туристические. Рюкзак 35 л, фонарик, проверенный на лыжных тренировках, термос. Часы Huawei G3 с загруженным треком подъема по южному склону. Нужно отметить довольно точное совпадение записанного маршрута с загруженным.
Быт. Сняли на всю нашу команду из двух семей числом 7 человек коттедж в Терсколе, что за мечетью. Мулла будил первые три дня в пять часов, когда и так сон был неважный. Потом привыкли как к неизбежному элементу акклиматизации. Хозяйка нас кормила завтраком и ужином. Хозяин же возил по злачным местам, например в соседнее ущелье на горячий источник Гедуко.
Про 2008 год. Инициатива первого серьезного похода была за моим дядей, Михаилом Леонидовичем. В 1974 г. им с моим отцом им довелось пройти альпинистский маршрут, но вот взайти на Эльбрус не получилось.
Я же был тогда совсем не физкультурник, но как-то сразу уговорился и начал собирать снаряжение. Вылетел один из Екатеринбурга в Минводы 1 августа, группа меня несколько дней уже ждала в Терсколе. Все кажется из Запорожья, друзья – туристы д. Миши. Вот он был физкультурником-ориентировщиком всю жизнь! Жили тогда в палатках, раз ходили к водопаду и до Бочек (станции Гара-Баши), там же провели ночевку. Я в ту ночь не спал, мне казалось, что у меня температура и вообще пора домой валить, но стоило спуститься в зеленку – все прошло. Все эти дни погода не баловала, было прохладно и дождливо, целиком Гору даже не видели. Ну и тут как раз на 5-й день выяснило. Выдвинулись вчетвером, сняли места в домике, стартовали втроем, у Пастухова парень (вовремя) развернулся, в итоге поднялись мы с дядей вдвоем! Но шли мы с группой новых знакомых, народу было сильно больше, видимо сказалось погодное окно. Помню от седловины шел уже на характере, на один шаг два вдоха. Перилл тогда не было, но было спокойная, ясная погода.