Найти тему
Учиться НЕ вредно

Среда пришла, неделя прошла. Профессия - методист образовательных программ

Уже практически год я обучаюсь на курсе "Методист образовательных программ" от Skillbox. И обучение пошло не по правильному сценарию. Одним словом, слегка затянулось.

Буду исправлять ситуацию. А заодно делиться инсайтами у себя в блоге.

Компания Яндекс. Москва
Компания Яндекс. Москва

Сама идея обучения возникла не случайно. Уже третий год я являюсь автором и педагогом курса "Раннее программирование" для детей 5-11 лет. Успешно работаю в детских садах-партнерах и гимназии №64 города Липецка.

Проект давно перерос себя и стал флагманским в муниципальном проекте "Непрерывное IT-образование: детский сад-школа".

Во время запуска курса возникало и возникает много вопросов, связанных с грамотным построением курса, использованием современных педагогических технологий, учетом возрастных особенностей детей и выбором инструментария.

Именно поэтому многие ответы на вопросы я нахожу у специалистов педдизайна на подобных курсах.

Создание образовательного курса — комплексная задача, которая требует участия большого количества специалистов от эксперта, знания и опыт которого необходимы для создания курса, до дизайнера, который верстает презентации.
Ну и конечно, для создания качественного образовательного продукта необходим методист, функционал которого также обширен и требует развития разносторонних компетенций.

Роль и компетенции методиста

Итак, методист — это специалист, который проектирует образовательную программу курсов, а также разрабатывает образовательную среду, в которой ученикам было бы наиболее комфортно и продуктивно осваивать материал.

Тем не менее, где бы методист ни работал, его обязанности точно будут включать следующие пять блоков задач.

1. Проведение исследований

Весь процесс создания курса и образовательной среды должен строиться на основе data-driven подхода, то есть методики, в рамках которой все решения основываются на данных. Для этого методист постоянно проводит исследования, анализирует целевую аудиторию будущего курса, её потребности, а также изучает современные подходы к разработке материалов.

2. Определение целей и образовательных результатов курса

Как театр начинается с вешалки, так и проектирование программы начинается с определения её цели и образовательных результатов. Важно заранее обозначить, чему необходимо научить ребёнка, какие знания и навыки он приобретёт после завершения курса и по каким критериям можно будет оценить достижение этих результатов.

3. Проектирование программы курса

Создание структуры программы курса — одна из основных задач методиста, которая требует от него умения быстро погружаться в новую сферу и извлекать из неё самую важную информацию. На этом этапе методист определяет модели и методики проектирования, то, по какой логике будет выстроена программа, форматы обучения и оценочных мероприятий на основе поставленных образовательных результатов и то, какие средства помогут сохранить настрой и мотивацию учеников пройти курс до конца.

4. «Упаковка» знаний эксперта

Разумеется, методист не разрабатывает программу в одиночку. Чаще всего к созданию программы и её отдельных компонентов привлекают предметного эксперта — специалиста, владеющего профессиональными знаниями и компетенциями по теме курса. Задача методиста на этом этапе — помочь перевести практический опыт и знания эксперта в обучение, так как многие эксперты, будучи профессионалами в своем деле, не знают, как передать свой опыт таким образом, чтобы его смогли перенять другие. Поэтому методист является проводником между практическими знаниями эксперта и учеником, который хочет научиться у этого эксперта.

В моём случае и методист, и эксперт совмещен в одном лице.

5. Сбор обратной связи и её анализ

Методист не только разрабатывает образовательные программы, но и оценивает качество разработки. Методист должен уметь собирать обратную связь по курсу от учеников, данные учебной аналитики, уметь проанализировать их и продумать возможно необходимые улучшения или изменения в программе.

Для выполнения всех этих задач методисту важно обладать и постоянно развивать в себе не только профессиональные навыки (hard skills), но личностные (soft skills).

К наиболее востребованным личностным качествам методиста можно отнести:

  • системность,
  • усидчивость и внимательность к деталям,
  • аналитический склад ума,
  • креативность,
  • умение работать в команде,
  • коммуникабельность,
  • эмпатию.

В целом профессия методиста — очень увлекательная и творческая специальность: можно экспериментировать, исследовать новое и наблюдать в реальном времени, как результаты твоей работы привносят реальные изменения в жизни учеников.

Подписывайтесь, пишите комментарии, задавайте вопросы. Ваша ТМ.