Найти тему
МИР (Море История Россия)

"В списках значился" Крейсер Черноморского флота, о котором очень мало данных.

Крейсер был, участвовал в боевых операциях, разоружился, прошел без вооружения через воды, контролируемые противником, обошел полмира...

-2

А, данных по нему очень мало. Нет даже точных по его вооружению. "Вики..." пишет: " В Севастополе ледокол был переоборудован во вспомогательный крейсер: вооружён тремя орудиями калибра 130 мм, шестью зенитками калибра 76 мм и четырьмя 7,62-мм пулемётами".

Есть другие данные: " На нем установили семь 130-мм, четыре 76-мм и шесть 45-мм орудий, а также четыре 12,7-мм зенитных пулемета ДШК". Каких орудий? Сколько их было? Самое интересное, что ни первый, ни второй варианты не отражают реального вооружения крейсера (пусть вспомогательного. но все же, крейсера). Поэтому, начнем сначала.

-3
-4

15 июня 1934 года правительство СССР приняло решение укомплектовать арктический флот новыми мощными ледоколами. По заданию Главсевморпути Судопроект приступил к разработке двух проектов ледоколов для Арктики: с паровой установкой индикаторной мощностью 10 тыс. л.с., или 7353 кВт (по прототипу «Красина»), и дизель-электрической — мощностью 12 тыс. л.с. (8824 кВт).

На стадии эскизного проектирования проекты обсуждались в июне 1934 года на специальном совещании в Совнаркоме. Хотя академик А.Н. Крылов и указывал на преждевременность постройки дизель-электрических ледоколов (и был абсолютно прав, не потянули).

Проект получил номер 51. Его разработал коллектив Судопроекта под руководством К.К. Боханевича, над ним работали такие опытные проектировщики, как В.Г. Чиликин, В. Ашик, А.С. Барсуков, В.И. Неганов, Л.В. Тагеев (корабелы знают эти фамилии). Рабочие же чертежи паровых машин мощностью 3300 л. с., для ускорения строительства, приобрели у английской фирмы «Армстронг», в свое время строившей «Ермак».

Длина ледокола 106,6 метров, ширина 23,12, высота борта 11,64, осадка 7,9- 9,04 м, водоизмещение 11 тыс. т., скорость на чистой воде 15,5 уз. Толщины обшивки от 20 до 42-мм (почти броня). По всей длине имелось двойное дно и 12 водонепроницаемых переборок. Отдельные отсеки соединялись между собой дверями, управляемыми из рулевой рубки.

Силовая установка состояла из девяти огнетрубных котлов оборотного типа (давление пара 15,5 кг/кв. см), работавших на угле, и трех паровых машин суммарной мощностью 10 тыс. л. с., частота вращения гребных валов 125 об/мин (три винта диаметром по 4100 мм имели шаг 4050 мм, лопасти, для возможности ремонта были съемными); электростанция с постоянным напряжением 220В состояла из двух турбогенераторов мощностью 100 кВт, пародинамо мощностью 25 кВт, аварийных дизель-генераторов 12 и 5 кВт. В состав грузовых устройств входили две лебедки общей грузоподъемностью 4 т, две стрелы суммарной грузоподъемностью 15 т; два грузовых электрокрана по 15 т и четыре крана по 3 т; предусматривались весьма мощные противопожарные и водоотливные средства. Корабельные мастерские располагали фрезерными, токарными, сверлильными и другими станками, верстаками и инструментами, позволявшими выполнять сложные ремонтные работы. Три мощные радиостанции (длинноволновая, коротковолновая и аварийная) имели огромную дальность действия.

После закладки ледоколов "И. Сталин" и однотипного "В. Молотов", в октябре 1935 года на Балтийском заводе, в ноябре того же года, уже на Черноморском заводе имени Марти, были заложены однотипные "Л.Каганович"(«Адмирал Лазарев») и «О. Шмидт» («А. Микоян»). "Балтийцев" и "Черноморцев" различать легко: у балтийцев трубы архаичные, прямые (а, ля "Ермак"), у черноморцев скошенные.

"Каганович" в годы войны
"Каганович" в годы войны

"Кагановича" сдать "северянам" успели, а, вот с "Микояном"... Вики пишет:

"26 августа 1941 года «Анастас Микоян» отошёл от достроечной стенки (к этому времени немецкая авиация уже наносила удары по судостроительным заводам Николаева)". Правда, чоль? А-то, наивный полагал, что 54-й корпус 11 армии занял Николаев уже 16 августа 1941 года... (Наверное, достраивали, в тайне от немцев). С вооружением тоже история интересная. Вики пишет, что вооружали его в Севастополе. Подполковник Н.Г.Шемрук, который занимался вооружением вспомогательных кораблей (а, лишь потом он стал командиром запасного артполка в Севастополе) пишет, что вооружен ледокол был в в Николаеве.

Где правда? Попробуем разобраться в следующей статье...