Цикл статей о легендарных показах в истории моды я хочу начать с 90-х, а точнее с шоу Versace осень-зима 1991/1992, которое способствовало зарождению феномена супермоделей. Этот показ во многом был определен двумя событиями, которые произошли чуть раньше. Первое — это знаменитая обложка британского Vogue за январь 1990 года — портрет девушек работы немецкого фотографа Питера Линдберга, которых затем назовут супермоделями: Линды Евангелисты, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Татьяны Патиц и Кристи Терлингтон. Боссы Vogue не оценили канонический минимализм этой съемки, но сама Анна Винтур одобрила обложку, в которой сумела разглядеть стиль новой эпохи. Позднее Линдберг в шутку назвал этот снимок «нотариальным документом», заверяющим начало золотой эпохи супермоделей девяностых.
Второе событие стало следствием этого культового кадра. Журнал попал в руки к Джорджу Майклу, который переживал творческий кризис после распада группы Wham!. Певец решил, что настало время начать сольную карьеру и писать более серьезную, взрослую музыку. Песня на тот момент уже была написана, но сниматься в клипе сам Джордж Майкл категорически не хотел. Увидев эту обложку, ему пришла идея пригласить всех пятерых моделей для съемок в клипе на песню Freedom! ‘90. Режиссером клипа выступил Дэвид Финчер, а итогом этой коллаборации стал сингл, определивший вектор целого десятилетия, гимн чрезмерных во всем 80-х и не менее дерзких 90-х.
Показ Versace Осень/Зима 91 стал следующим звеном в этой цепочке событий. Клип увидел дизайнер Джанни Версаче и был настолько воодушевлен им, что позвал «большую пятерку» участвовать в своем шоу. Уже спустя два месяца четыре из них (Татьяна Патиц не участвовала в этом показе) вышагивали по подиуму на показе коллекции Gianni Versace осень–зима 1991.
Джанни Версаче всегда считали модным революционером и провокатором. Сам дизайнер определял свое творчество всего двумя словами: «шик и шок», и надо сказать, и то, и другое ему удавалось сполна. Похоже, он лучше, чем сами женщины, знал, что им нужно, и научил их не бояться выглядеть дерзкими и сексуальными. Коллекция осень-зима 1991/92 не стала исключением: лакированные ботфорты на высоких каблуках, смелое мини, яркие цвета и вызывающие вырезы.
В этой коллекции было все, что так любил Джанни: наряды, украшенные золотой вышивкой, блестки, самоцветы и шелковые узоры. Все это сверкало в свете софитов, разбивая все новые и новые женские сердца. Кстати, несмотря на провокационность стиля, кроме эпатажной Мадонны в лагере поклонниц Версаче были принцесса Диана и Элизабет Тейлор.
На этом показе Версаче дебютировали Карла Бруни, Клаудия Шиффер, Карен Мюлдер, Хелена Кристенсен и Стефани Сеймур, которые тоже впоследствии стали суперзвездами. Он открыл этим девушкам из глянца другие перспективы и обеспечил им абсолютно новый уровень популярности, сравнимый разве что со знаменитыми музыкантами и голливудскими кинодивами.
Но козырь показа кутюрье отложил на конец шоу. В его финале Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Кристи Терлингтон и Синди Кроуфорд вышли в обнимку под песню Джорджа Майкла Freedom! ’90, одетые в разноцветные мини-платья. Девушки пели уже ставший хитом сингл вместе с залом, и Джанни сказал, что это был один из самых незабываемых моментов во всей истории подиумных показов дома моды Versace.
После этих трех звеньев одной цепи мир, действительно, изменился.
Джордж Майкл, находясь в творческом застое, взорвал музыкальное сообщество клипом на песню Freedom! ‘90, а его первая сольная пластинка разошлась тиражом более чем в 16 миллионов экземпляров!
Питер Линдберг прославился как фотограф и навсегда вошел в историю культуры как маэстро fashion фотографии, а та самая обложка Vogue была названа «свидетельством о рождении супермоделей».
Появился термин «супермодели», а ремесло модели вышло за рамки красивого лица и тела. Глянец и подиум отдали свои сердца не просто красивым девушкам, а тем из них, кто был способен стать символом своего поколения.
Несмотря на развитие интернета, обилие шумихи и топовые гонорары, этот термин вряд ли можно применить к современным героиням подиумов. Красивых девушек и успешных моделей не стало меньше. Кайя Гербер (дочь Синди Кроуфорд), Белла и Джиджи Хадид, Хейли Бибер и Кендалл Дженнер — все они известны далеко за пределами fashion индустрии, модные дома подписывают с ними миллионные контракты, а соцсети способствуют увеличению популярности.
Формально их можно назвать супермоделями. Осталось подождать лет десять, когда подрастет их смена, и мы узнаем, будут ли 20-е годы XXI века ассоциироваться с именами Хейли, Джиджи и Беллы так же прочно, как 90-е ассоциируются с «большой пятеркой».
Что касается Джанни Версаче, то его жизнь трагически оборвалась 14 июля 1997 года, когда он был убит на пороге своего особняка в Майами. Но это уже совсем другая история…
Друзья, не теряемся! Если вам нравится наш блог, то не забудьте подписаться! Это приятно мне, как автору, и очень помогает в развитии канала.