Онлайн курс - это рисковое предприятие, господа. Здесь море подводных камней: курс может не понравится студентам, они могут бросить учиться, закидать вас тухлыми помидорами (читай: хейтом), а еще можно слить бюджет на запуск и уйти в глубокий минус. Потом приходит разочарование, выгорание и далее по списку. Знакомо? Есть выход. Простой, безопасный и о, боги, бесплатный. Встречайте, кастдев.
Кастдев (англ. Customer Development) – это глубинное интервью, которое проводится с представителями потенциальной целевой аудитории - например, с клиентами. Кастдев - это способ протестировать свою гипотезу до того, как вложены деньги на разработку продукту.
Не путать с опросом или интервью!
Кастдев - это не беседа, не опрос, не интервью со звездой и не разговор по душам. Это важный этап в сборе данных и тестировании гипотезы.
Для методолога кастдев - это глубокое и серьезное исследование, которое проходит по заранее прописанному сценарию. Для респондента - это возможность высказаться, выразить свое мнение, быть услышанным (мы все любим, когда нас слушают, правда?).
Как проходит кастдев?
Методолог задает респонденту открытые вопросы, тем самым позволяя собеседнику раскрыться и вести беседу в том направлении, куда он пожелает. При этом методолог следит за тем, чтобы интервью шло по плану и мягко направляет респондента, задавая ему правильные вопросы.
Кастдев - это не встреча с целью продать! Мы ничего не рекламируем, ничего не продаем, а только задаем вопросы.
Шаг 1. Договоритесь о встрече
Кастдев не обязательно проводить очно, сидя в кафе. Иногда достаточно встречи в зуме или звонка в WhatsApp - в нашем деле скорость решает поэтому рекомендую выбирать самый простой и доступный для вас способ.
Предупредите своего респондента, что беседа продлится 15-45 мин. Больше от вашего собеседника ничего не потребуется, а вот вам нужно тщательно подготовиться. См. шаг 2.
Шаг 2. Подготовьте список вопросов
Составьте список вопросов, которые будете задавать. Важно собрать информацию о том, зачем клиент купил продукт, как долго думал, почему сомневался, что повлияло на принятие решения, в какое время ему удобно заниматься.
Шаг 3. Проведите успешное интервью
- Не опаздывайте! Придите на 3 минуты раньше. Это позволит настроиться на встречу.
- Очень рекомендую делать запись встречи на диктофон. Это даст возможность сосредоточиться на беседе без необходимости спешно обрабатывать данные.
- Слушайте внимательно и задавайте уточняющие вопросы. Как только вы слышите от собеседника о какой-либо проблеме - начинайте задавать ему дополнительные вопросы, чтобы докопаться до эмоций, который с ней связаны. Именно так вытягивается эмоциональная мотивация, которая толкает человека на то, чтобы платить за решение проблем. А на этом уже можно построить успешный продукт.
Шаг 4. Проанализируйте результаты кастдева. Скорректируйте идею продукта
Проанализируйте полученную информацию. Занесите ответы респондентов в таблицу - так наглядее.
Проверьте ваши гипотезы, которые вы выдвигали ранее. Они подтвердились или опроверглись?
Проверьте ваши гипотезы, которые вы выдвигали ранее. Они подтвердились или опроверглись?
Проводите кастдев регулярно не реже 1 раза в 4 месяца. Это поможет избежать неприятных неожиданностей и всегда быть на шаг впереди!