В 1879 году Россия подарила Болгарии судно «Голубчик» и еще несколько судов, которые заложили основу болгарского военного флота.
В 1885 году «Голубчиком» командовал русский мичман Луцкий. Он отказался подчиняться приказу императора покинуть болгарскую армию и вернуться в Россию и даже был осужден в Петербурге за дезертирство. Впрочем, после войны он был помилован, поскольку победителей не судят.
Об этом и многом другом читайте в этой статье Андрея Кудина, одной из глав его книги "Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги".
Видимые и невидимые загадки города Видина. Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги. Глава 20. Часть 2. Андрей Кудин
Какая лекция помогла ополченцам сдерживать сербскую армию?
Турки сохранили крепость Баба Вида, потому что она позволяла контролировать путь по Дунаю в XV—XVIII веках. И эта старинное укрепление послужило Болгарии в войне XIX века. Это произошло в ноябре 1885 года.
Немного ранее, 6 сентября 1885 года, княжество Болгария присоединило к себе автономную область Восточную Румелию, и ее армия (128 000 бойцов) сосредоточилась на турецкой границе. Все великие державы были против этого. Даже освободительница Болгарии Россия отозвала сотни своих офицеров, служивших в болгарской армии. Поэтому в то время войсками командовали капитаны (выше этого звания молодые болгарские офицеры, первый выпуск которых из военного училища в Софии состоялся в 1879 году, попросту не дослужились).
Но самым неожиданным стало, что войну против Болгарии начала не Турция, а Сербия. Под предлогом того, что было нарушено балканское равновесие сил, сербская армия перешла границу и атаковала сразу по двум направлениям: на юге в сторону Софии и на севере в сторону Видина. Оборонявшимся на юге помощь пришла быстро. По железной дороге, построенной бароном Гиршем, болгарская армия была переброшена к Софии.
А на севере ситуация казалась безнадежной. Капитан Маринов с тремя ротами (750 бойцов) и тысячей добровольцев (неподготовленные школьники, студенты и чиновники) должен был оборонять Видинскую крепость от хорошо обученной сербской дивизии (30 000 бойцов) под командованием генерала Лешанина.
По правилам военного искусства генерал Лешанин окружил крепость и по-джентльменски предложил Маринову сдаться. Капитан ответил, что был недисциплинированным юнкером в военном училище и часто прогуливал лекции. Поэтому его не было на лекции «сдача крепости», однако совершенно случайно он был на лекции «защита крепости». Маринов предложил сербскому генералу Лешанину начать атаку и проверить, как усвоил тот материал болгарский капитан.
Утром после артподготовки сербская дивизия пошла плотной цепью на крепость. Однако в 300 м от стен она была встречена мощным артиллерийским огнем по крайней мере двухсот орудий. Что стало неприятной неожиданностью для атакующих. Оказывается, болгары располагали по крайней мере пятикратным перевесом по орудиям перед сербами. Атакующие цепи первой волны были буквально сметены артиллерийским огнем. Выжившие отступили.
Откуда у болгар было столько пушек?
Оказывается, в 1878 г., когда крепость перешла в русские руки, турки бежали отсюда, оставив десятки крупнокалиберных крепостных орудий. Русские не взяли их в качестве трофеев, поскольку пушки были устаревших систем. Более того, русская армия оставила болгарам из Видина и свои осадные орудия.
Так, крепость Баба Вида получила внушительный артиллерийский арсенал. Добровольцы-резервисты из Видина быстро обучились обращаться с орудиями. В те времена части болгарской армии формировались по территориальному принципу, и большая часть мужчин Видина служила в качестве артиллеристов в крепости.
Вернемся к сербскому генералу Лешанину. Он был спокоен. Русские офицеры сообщили ему, что в крепости недостаточно боеприпасов. Сербы допускали, что уже при первом штурме болгары израсходовали почти все имеющиеся снаряды.
Чтобы убедиться в этом, Лешанин предпринял в последующие дни две показательные атаки с тем, чтобы побудить болгар израсходовать до конца остальные снаряды. Но тут генерал с удивлением обнаружил, что болгарские орудия по-прежнему грохотали как сумасшедшие и не прекращали огня даже после отвода сербских частей. Они продолжали стрелять, перенося огонь «в глубину», т.е. по сербским окопам, осадным батареям, лагерным палаткам...
В соседнем румынском городе Калафат население, очевидно, симпатизировало болгарам. Тогдашние румынские газеты описывают это так: рассевшись на берегу, жители наблюдают, как в театре, обстрел, бурно аплодируют и кричат «браво!» при каждом точном попадании артиллеристов.
Откуда же все-таки у болгар было так много снарядов?
Сербский генерал Лешанин тоже не мог разгадать эту загадку, пока ему не доложили, что каждый вечер из румынского города Калафат к Видину отплывают пять-шесть больших лодок с какими-то сундуками. Ага, сказали сербы, явно Румыния поставляет снаряды болгарам!
Белград выразил протест официальной нотой. Румыния молниеносно его опровергла. У нее не было ни таких систем орудий, ни, как следствие, снарядов для них.
Лодки действительно бороздили Дунай, но в них были чиновники и офицеры из Калафата, которые перевозили совсем другие «боеприпасы» своим коллегам в Видине — ящики с шампанским. Они распивали их вместе вечером и на рассвете возвращались в Калафат.
Загадка раскрылась только после войны.
Как дерзкий русский мичман наладил поставку боеприпасов в Видин
В 1879 году Россия подарила Болгарии судно «Голубчик» и еще несколько судов, которые заложили основу болгарского военного флота.
В 1885 году «Голубчиком» командовал русский мичман Луцкий. Он отказался подчиняться приказу императора покинуть болгарскую армию и вернуться в Россию и даже был осужден в Петербурге за дезертирство. Впрочем, после войны он был помилован, поскольку победителей не судят.
Выяснилось, что огромное количество боеприпасов оставалось на военных складах Свиштова (главная база российской армии в 1877—1878 гг.). Эти арсеналы и немалое количество турецких трофеев были щедро подарены Болгарии русскими. Дело в том, что в России началось перевооружение армии, и устаревшие вооруженные системы ей были не нужны, а болгарам они сослужили хорошую службу.
Так, мичман Луцкий начал каждый день загружать в Свиштове тысячи снарядов на борт «Голубчика» и доставлять их в Видин. Но как он проходил под носом сербских батарей, буквально в 200—300 м? Тут без военной хитрости не обошлось!
На флоте, на каждом корабле, в каждой береговой батарее есть альбом с силуэтами вражеских кораблей. Так как боевые действия на море и больших реках шли на значительных расстояниях, противники обстреливали неприятеля, опознав его по силуэтам.
Мичман Луцкий заказал на деревообрабатывающем предприятии в Свиштове бутафорские надстройки — рубки, каюты, дымовые трубы, мачты... И каждый вечер «Голубчик» с измененным силуэтом (и, конечно, под другим названием) под флагом Германии или Австро-Венгрии нагло проходил перед сербскими береговыми батареями. Его капитан мичман Луцкий лишь приветственно махал сербским артиллеристам.
Вот таким образом крепость Баба Вида снабжалась крайне необходимыми ей боеприпасами, которые затем эффективно использовала против сербской армии.
Откуда взялись католики в видинском городке Чипровци?
В горах над Видином есть небольшой городок — Чипровци. В 1596 году католический миссионер из Ватикана Петр Солинат обнаружил, что жители этого богатого металлургического городка и четырех близлежащих деревень являются католиками. Как же здесь уцелел этот островок католицизма, ведь не только болгары, но и сербы к западу от Чипровцов и влахи на севере также были православными?
Одна из исторических версий гласит, что чипровчане являются потомками саксонских рудокопов. Их шахтерские бригады в ХІІ—ХІV веках нанимались за хорошую плату болгарскими царями и сербскими королями для разработки рудных залежей. Правда, у этой версии есть и свои оппоненты. Дело в том, что там, где жили саксонские рудокопы, всегда остается немало немецких топонимов и фамилий. А в Чипровцах и то и другое — типично болгарские. Нет ни одного немецкого.
Отсутствуют и надежные исторические сведения, поясняющие, что саксонские рудокопы и торговцы имели религиозное влияние на местное население. Хотя не стоит исключать догадки о том, что местная элита приняла католицизм из-за привилегий, которые торговцы-католики имели в Болгарском царстве.
Император Священной Римской империи Сигизмунд I Люксембург, предпринявший крестовый поход против турок в 1396 году, среди целей которого было восстановление Болгарского царства в полных его границах и уния с Римом, тоже рассчитывал на возможный переход населения этих земель в католицизм.
Сигизмунд не достиг своей цели, но северо-западная болгарская аристократия заразилась тогда западными веяниями. Это заметно отличало ее от аристократии почти всех остальных болгарских земель, сильно зависимых от Царьградской патриархии, негативно настроенной по отношению к католическому Западу.
Частые вторжения венгров и их пропаганда — тоже возможный фактор, способствовавший закреплению католицизма в этих местах. От периода короткой венгерской оккупации Видина осталось одно историческое свидетельство, которое гласит, что в период 1365—1369 годов францисканский орден занимался «окатоличиванием» местных болгар. Считается, что из православия в католицизм перешло тогда около 200 000 человек (это треть населения области).
Реакция на это православной церкви и болгарских правителей после освобождения видинского царства от венгров была беспощадной.
Согласно свидетельствам католической церкви, пятеро захваченных францисканских монахов были утоплены в Дунае — их бросили в реку с камнями на шее. А новоявленные католики из местного населения тут же вернулись в православную веру.
Очевидно, однако, что скрытый в горах город Чипровци был под меньшим влиянием православной церкви. Другой вариант — местное население проявило больше приверженности к своей новой вере, сохранив ее, несмотря на преследования болгарской православной церкви и местных правителей. Так или иначе, в этом районе католицизм остается в качестве основной конфессии до наших времен.
Влияние Ватикана на антиосманские настроения в Чипровцах
Насколько Ватикан и сильные католические кардиналы Центральной Европы повлияли на сохранение католицизма на этих болгарских землях и Чипровское восстание 1688 года? С уверенностью можно утверждать, что введение католицизма не только в Чипровцах, но и на других болгарских землях, представляло собой четко организованную кампанию Ватикана. Подобные вещи полностью вписываются в стиль работы католической церкви.
Что касается Чипровского восстания, можно лишь гадать, какую роль тут играл Ватикан. Конечно, причиной восстания можно считать и то, что процветавшая ранее Османская империя стала получать сокрушительные удары и местные католики использовали этот момент.
В 1630—1645 годах епископ Петр Парчевич, высокообразованный болгарский католический священник и дипломат, отправляется с дипломатической миссией к христианским правителям в Центральной Европе. Вместе с епископом Петром Богданом и Франческо Соймировичем он посетил австрийского монарха Фердинанда II, а также валашского воеводу Матея Басараба. Цель была одна: помочь восстанию местного населения против османов.
Петр Парчевич отправился в Венецию вместе с чипровским губернатором Франческо Марканичем, а потом к новому польскому королю Яну-Казимиру и снова к австрийскому королевскому двору. В помощи будущему восстанию везде отказали, но Парчевич упрямо продолжил свои поездки. Он встретился с папой Иннокентием Х, а затем посетил Германию, Венгрию, Трансильванию и Валахию. Провал этих миссий и нежелание Австрии и Польши возглавить антиосманскую коалицию предотвратили начало восстания.
В 1671 году, когда разразилась польско-турецкая война, деятельность епископа Парчевича и епископа Петра Богдана вновь активизировалась, но коалиция против турок так и не была создана. Петр Парчевич умер в Риме 23 июля 1674 года. В сентябре того же года скончался и Петр Богдан.
12 сентября 1683 года польский король Ян Собесский нанес под Веной сокрушительный удар по османам, которые никогда более не вернулись в Центральную Европу. Весной следующего года Австрия и Польша заключили союз против османов, в который вошла и Венеция. Через три года после этого к нему присоединилась Россия. В Чипровцах решили, что подходящий момент наступил, когда австрийская армия 6 сентября 1688 года взяла Белград.
Как было организовано восстание? Как протекали военные действия? Ответов на эти вопросы нет, поскольку нет документов того периода.
Весной 1688 года повстанцы под руководством Георги Пеячевича оставили Чипровци и присоединились к австрийской армии. После битвы при Белграде восстание вспыхнуло по всей северо-западной Болгарии.
Наступавшие шесть австрийских полков были не в состоянии координировать болгарские части, которые бездействовали, дав возможность османам перегруппироваться. Решающее сражение состоялось в октябре 1688 года в местности Жеравица близ Кутловицы, где османские войска и их венгерские союзники, возглавляемые графом Имре Текели, разбили мятежников. Хотя боевые действия продолжались, восстание было подавлено, Чипровци захвачены и полностью разрушены, как и окрестные деревни Копиловцы, Железна и Клисура. Большая часть населения была перебита или захвачена в плен.
Само восстание и его подавление вызвало массовую волну эмиграции со всей северо-западной Болгарии, в основном на запад и на север. Основная волна беженцев поселилась около Дуная рядом с Видином и Ломом, в Пиротской, Софийской и Берковской областях. Значительная группа беженцев из Чипровцов ушла на юго-восток от Стара-Планины в нынешнюю Южную Болгарию и поселилась в Среднегорье — Стрелче, Войнягове, Михилцах, Черноземене...
Согласно местным преданиям, католическая церковь выкупила у турок небольшую группу женщин и детей, которые поселились в деревне Секирово (ныне город Раковски). А самая большая группа беженцев направилась в Валахию, где частично растворилась среди местного населения. В настоящее время болгарское меньшинство есть в области Банат. Эти люди являются потомками чипровских, никопольских и свиштовских католиков, переселившихся в конце ХVII века.
Таким образом, чипровские католики оказались разбросаны по Южной и Юго-Восточной Европе, унеся с собой много неизвестных исторических фактов. Прольется ли когда-нибудь свет на эти события? Это во многом зависит от хорошего отношения с Ватиканом, где, без сомнения, сохранились архивы с материалами о событиях и личностях этих болгарских земель.
Продолжение читайте в следующей главе на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина.
Автор книги: Андрей Кудин
Вам может быть интересно:
►Исторические рассказы о Болгарии
►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал
Аудиокниги Андрея Кудина:
►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги
►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого
Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":
Электронные книги Андрея Кудина:
►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги
►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого
►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос
►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)
Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:
#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги